Таким образом, представители аэропорта и транспортного ведомства продемонстрировали возможности аэропорта и предложили сотрудничество потенциальным инвесторам, а также авиакомпаниям. Ключевым в данной демонстрации является сам факт подтверждения возможности приема в Жулянах среднемагистральных самолетов типа Airbus А-320 и Boeing-737. До сих пор аэропорт имел допуски на прием самолетов типов Як-42 (с ограничениями по массе и интенсивности полетов) и Ан-24, Як-40.
Стоит отметить, что в 2004 г. авиакомпания МАУ уже пыталась начать полеты в Жуляны, но из-за плохого качества ВПП и отсутствия инфраструктуры обслуживания лайнеров отказалась от проекта. При этом специалисты авиакомпании отмечали, что в принципе длина ВПП позволяла им использовать аэропорт для чартерных перевозок в Турцию и Египет. Сейчас ВПП продлили с 1800 до 2310 м, что и дает повод операторам рынка всерьез рассчитывать на открытие Жулян в качестве второго столичного аэропорта на полноценной основе.
По словам министра транспорта и связи Иосифа Винского, аэропорт был закрыт на реконструкцию 15 августа 2008 г., уже 16 марта 2009 г. объект получил сертификат Госавиаадминистрации, а 23 марта его открыли для работы в светлое время суток.
В прошлом году в проект было вложено 95,07 млн. грн. В 2009 г. предполагается еще вложить еще 74 млн. грн. Правда, в ходе презентации проекта насторожила путаница в цифрах, которые называли чиновники. В частности, И.Винский во время первого рейса компании Wizzair в июле 2008 г. заявлял, что полная стоимость реконструкции Жулян составит 130 млн. грн., затем уже в конце года отмечалось, что именно эта сумма и была освоена.
Однако уже 31 марта 2009 г. прозвучали одновременно две цифры - 95 млн. грн. (версия министерского пресс-релиза) и 79 млн. грн. (заявление самого министра во время пресс-конференции). Этот парадокс гендиректор аэропорта Сергей Никифоров комментировать не стал, впрочем, как и распространяться на тему, куда именно пойдут оставшиеся на 2009 г. 74 млн. грн., из которых, 51,78 млн. грн. - средства госбюджета. «Мы планируем до 1 июля завершить реконструкцию рулежных дорожек, перрона и закупить аэродромное оборудование… Стоимость аэродромной техники - коммерческая тайна, все, что надо купим», - заявил он.
Между тем проблема аэродромной техники в Жулянах стоит очень остро. Во время презентационного прилета А-320 Wizzair выяснилось, что в аэропорту нет даже нормальных трапов. Тот трап, который привезли для демонстрации возможностей аэропорта, по большому счету, использовать для обслуживания Airbus нельзя. Техники минут 15 пытались его подогнать к самолету, после чего выяснилось, что люк лайнера не позволяет поставить его вплотную. После манипуляций техников он все же встал на место, но с люфтом в 20-30 см. Судя по переговорам персонала во время монтажа трапа, его ремонтировали всю последнюю неделю, но в самый ответственный момент техника дала сбой.
На борт пустили журналистов, а вот официальная делегация во главе с министром транспорта подниматься не стала, хотя их и приглашали. Курьезы продолжились в виде поломки пожарных машин, которые должны были водяными струями отсалютовать прибывшему самолету - не получилось, одна из них не смогла заработать вовремя, что также вызывает вопросы по поводу соответствия аэропорта стандартам.
Будущие проблемы возможны и в такой плоскости, как продление размеров ВПП с 1800 метров до 2310 м, в чем, собственно, и заключалась реконструкция. Еще в 2000 г. ряд чиновников демонстрировали некие документы, которые свидетельствовали о невозможности продления ВПП и необходимости закрытия аэропорта. Якобы по стандартам безопасности в торце ВПП с двух сторон должны находиться так называемые концевые полосы безопасности. Они необходимы для предотвращения выкатки лайнеров в случае аварийных посадок за пределы летного поля. Такой случай произошел в Бразилии, когда самолет выехал на шоссе. В Жулянах до реконструкции эти параметры соблюдались, что называется, впритык к существующим границам. Реконструкция, по сути, проходила за счет этих земель… Теперь ВПП заканчивается в нескольких десятках метров от заборов жилых домов.
Вопросы вызывают и будущие клиенты аэропорта. Исходя из того, что первый технический рейс выполнила Wizzair, большинство журналистов предположило, что основным эксплуатантом будет первый low-cost перевозчик в Украине, однако гендиректор компании Наталия Казмер заявила, что до 1 июля - даты завершения реконструкции Жулян - речь о полетах в данный аэропорт не идет.
Более того, она отметила, что без введения специальных тарифов на аэропортовые услуги компания не будет использовать Жуляны для своих рейсов. По мнению Н.Казмер, аэропорт должен предоставлять скидки до 70% в случае существенного увеличения пассажиропотока конкретным перевозчиком. Пока известно, что в «Киев» уже вернулась румынская компания Сarpatair, о переводе чартерных рейсов в Жуляны ведутся переговоры с МАУ и Аэросвитом. В кулуарах прозвучала информация о еще одном региональном операторе, активно рвущемся на столичный рынок - Днеправиа. Компания за последнее время взяла десяток региональных Эмбраеров 145 и 6 лайнеров Боинг-737.
Таким образом, перевод рейсов из перегруженного Борисполя в относительно свободные Жуляны - целиком логичный шаг. Остается только решить вопрос со строительством терминалов...