Киевскому «Авианту» правительство возобновит финансирование для строительства двух военно-транспортных самолетов Ан-70 для Министерства обороны. Премьер готова лично вести переговоры с правительствами стран, заинтересованных в покупке самолетов Ан-148, которые собирает авиазавод в тесной связке с АНТК им. Антонова. Харьковское авиапредприятие требует большего внимания со стороны государства. Кабинет Министров намерен выделить заводу из стабилизационного фонда 380 млн. грн. на достройку девяти самолетов с готовностью около 90 процентов. Средства для этого есть, ведь в стабфонде уже аккумулировано 2,76 млрд. грн., из которых, по словам Ю. Тимошенко, 500 млн. грн. предназначены для поддержки авиационной отрасли.
Председатель правления Государственного авиастроительного концерна «Антонов», генеральный конструктор АНТК им. О. К. Антонова Дмитрий Кива отметил, что «налаживание работы серийных заводов является сегодня важнейшим фактором возрождения авиационной промышленности Украины». «То, что правительство выделило средства для производства самолетов «Ан» на Киевском и харьковском авиазаводах, является необходимой и своевременной мерой для вывода их из кризиса», — уверен он.
Государство намерено поддерживать авиапром и в дальнейшем. Как сообщил министр промышленной политики Владимир Новицкий на совещании у премьера 20 марта, госзаказ для авиационной промышленности на ближайших четыре года может составить около 30 самолетов.
Похоже, что доверие к отрасли, подорванное неэффективным использованием сотен миллионов бюджетных средств предыдущим руководством концерна и руководителями авиапредприятий, вновь возвращается. Безусловно, это связано с тем, что решены некоторые организационные вопросы отрасли, а именно — создан новый концерн «Антонов», который объединил предприятия, занимающиеся разработкой (АНТК им. Антонова) и производством готовых самолетов (Харьковский и Киевский авиазаводы, а также 410-й авиаремонтный завод). Ведущую роль в новом концерне отдали конструкторскому бюро АНТК им. Антонова, которое имеет успешный опыт реализации проектов в трудные времена, и самое главное — сохранило финансовую стабильность и сумело заработать средства и для трудового коллектива, и для реализации проектов. В правление нового концерна вошли руководители авиационных предприятий.
Очевидно, что разработчики самолетов заинтересованы в серийном выпуске своей техники, в том числе и по экономическим соображениям, так как вкладывают средства в реализацию проектов, работая во многих случаях на принципах разделения рисков. В этом же заинтересованы и серийные заводы, и сотни других предприятий, участвующих в производстве, которые смогут загрузить себя работой, а значит, заработать средства, необходимые для выживания и дальнейшего развития. Еще больше в этом должно быть заинтересовано государство, поскольку получит рабочие места, уплату налогов, развитие экономики и науки.
Государственные поддержка и финансирование авиастроения дает сигнал и коммерческим банкам о том, что с отраслью можно работать. При этом важно понимать, что вложенные в авиапром средства вернутся в экономику в виде заказов для смежных отраслей, налоговых платежей от реализации продукции, зарплат и т. д. И что немаловажно — это суммы, исчисляющиеся в миллиардах долларов, которые так необходимы сегодня нашей стране. И получить мы их можем не с протянутой рукой, а заработать, используя интеллектуальные ресурсы и высокие технологии.
Спрос же на украинские самолеты высок. По словам Юлии Тимошенко, заказы есть на ближайшие 10—15 лет. Например, от выполнения уже подписанных контрактов харьковским авиазаводом Украина получит 212 млн. долл.
Еще одна статья доходов — это участие украинских предприятий в серийном выпуске самолетов «Ан» в других странах. По оценке Д. Кивы, «запланированная продажа 96 самолетов Ан-148 воронежской сборки принесет предприятиям Украины около 1 млрд. USD, поступления в государственный и местные бюджеты Украины в виде налогов и сборов составят более 293 млн. USD, а на украинских предприятиях будет создано около 11000 новых рабочих мест».
На сегодняшний день у наших предприятий есть также контракты с Ираном по самолету Ан-140, заказ на ремонт военно-транспортных самолетов Ан-32 в Индии, а также совместное производство самолета Ан-148 с Россией. Помимо этого, Украина участвует в тендере на поставку самолетов Ан-74 для ВМС Индии, ведутся переговоры о возможных поставках самолетов Ан-148 в Иран с последующей сборкой этих самолетов в этой стране, а также есть большие возможности для сотрудничества концерна «Антонов» с Китаем.
Как видим, основные покупатели самолетов находятся в странах Азии, которых финансовый кризис не коснулся так серьезно, как США и Европы.
Все эти контракты могут обеспечить доход для украинских предприятий на уровне около 2,5 млрд. долларов в ближайшие несколько лет. Это позволит нарастить производство на украинских авиазаводах и подтянуть смежные отрасли, такие как двигателестроение, металлообработка, приборостроение. В результате появятся дополнительные поступления в бюджет страны в то время, когда другие источники иссякают.
Приятно, что правительство, наконец, понимает, что авиастроение —это локомотив, который позволит сгладить для государства негативные последствия экономического кризиса. «Поднимая сегодня два авиастроительных завода — «Авиант» и харьковский, мы поднимаем сотни предприятий, которые поставляют комплектующие», — пояснила Ю. Тимошенко.
Похоже, что реализация выгодного проекта восстановления авиапрома примирит также политические силы Украины. Подтверждение тому —заявление Ю. Тимошенко о том, что БЮТ поддержит законопроект Партии регионов, направленный на поддержку авиационной отрасли. По словам Премьер-министра, автор законопроекта народный депутат от Партии регионов Вячеслав Богуслаев предлагает льготный режим для ввоза комплектующих для авиаотрасли, а также льготный режим для земли авиапредприятий.
Совместная взаимовыгодная реализация авиационных проектов может стать положительным фактором в налаживании отношений с Россией. Как сообщил А. Федоров, президент, председатель правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в ходе четвертого заседания Украинско-Российской подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности, которое состоялось на АНТК им. О. К. Антонова 23 марта, выбранное направление реструктуризации авиастроения в Украине — шаг вперед на пути желаемой интеграции авиапромов двух стран.