"Положи петуха в карман!.."
Виктор Губанов родился в Киргизии. Однажды в небе над Токмаком – небольшом городке, где жила семья Губановых, появились «Яки». Приземлившиеся летчики шли по взлетному полю, еще не успев снять шлемофоны и очки. Тогда Витя твердо решил, что обязательно поднимется в небо.
Во Фрунзе, куда скоро перебралась семья Губановых, Виктор и его старший брат записались в авиационно–технический клуб. Собранная ими модель гидросамолета побила всесоюзные рекорды по дальности и продолжительности полетов. А он по–прежнему мечтал летать. Мечту удалось воплотить в жизнь в 1953 году, на учебном аэродроме Саратовом, где практиковались курсанты авиационно–технического клуба. Угощая после первого самостоятельного вылета инструкторов папиросами – это было традицией авиационных клубов – Виктор ощущал себя чуть ли не асом.
По окончании школы он поступил в военное летное училище и уже в 20 лет получил погоны лейтенанта. Во время экзаменационного полета на двухместном Миге–15 Губанов выполнял сложный пилотаж. Полковник, принимавший экзамен по технике пилотирования, убрал обороты двигателя, имитируя его остановку. Однако двигатель заглох на самом деле. Губанов сумел запустить его и посадил истребитель. «Положи петуха в карман!» – сказал выбравшийся из самолета эказменатор. «Не понял, товарищ полковник…» – «Пятерку ставлю тебе за полет!» – пояснил тот.
Молодого лейтенанта хотели оставить в училище инструктором, однако он рвался в боевой полк. Губанов был направлен в Пермь – в одну из экспериментальных эскадрилий.
Сюда он привез молодую жену Элеонору. Они познакомились, еще будучи ростками. Вместе совершали набеги на соседские сады, и уже тогда стало ясно, что Эля – самая хорошая девочка на свете. Виктор поцеловал ее, когда уезжал поступать в училище. Это означало, что она стала невестой. Позже они поженились, и самая хорошая девочка на свете стала верной боевой ругой, делившей с мужем тяготы армейской жизни. Она не спала, когда он летал ночью. И всегда верила, что муж обязательно вернется.
От смерти отвела жена
Однажды жена и дочь спасли его от гибели. Это случилось 8 декабря 1982 года. К тому времени полковник Губанов служил летчиком–испытателем на военном заводе. Тогда изменник Биленко уже посадил только–только поступивший на вооружение в авиацию Миг–25 в Японии. Американцы, разобрав истребитель, узнали многие наши секреты. Нужно было переоснащать самолеты и новым вооружением, и новым радиолокационным оборудованием. Завод как раз и занимался этим.
Каждый модифицированный экземпляр Губанов нимал в воздух, тщательно проверяя на надежность. В тот день полет протекал вполне нормально. Трагедия случилась при заходе на посадку. Отказал прибор скорости, но Виктор не сразу увидел это и, уже ориентируясь на неправильные данные, сбавил обороты двигателя. Самолет завис в воздухе, и летчик понял, что падает. Мысль о катапультировании сразу пришла в голову, но он отогнал ее: «Как же я брошу самолет? Что скажут мне на земле?» Губанов попытался уйти на второй заход. Но было уже поздно. Миг ударился соплами о наземное сооружение и перевернулся в воздухе. Стремительно приближаясь к земле, он почему–то умал: «Хорошо, что я летчик. Когда и где бы еще я мог так мгновенно умереть?..». И вдруг лицо жены возникло перед ним. «Но что скажет Эля, что скажет дочь Лариса, когда меня не станет? Они не поймут меня, скажут: как ты смог оставить нас, почему не смог уцелеть?..». И Губанов дотянулся ногой до педали руля управления. Это спасло ему жизнь. Истребитель встал на дыбы, скорость падения уменьшилась. Самолет пузом упал на землю и раскололся на части. Губанова, сидящего в кресле, выбросило на полосу.
«Без ноги он умрет»
К нему уже бежали. Еле разомкнул глаза, летчик взглянул на свою ногу – она держалась на одной мышце. Губанов навсегда запомнил: его везут на машине, и Валентин, второй летчик–испытатель, держит руками его ногу, чтобы она не оторвалась…
Ногу хотели ампутировать, но Элеонора Владимировна не позволила. Она знала – муж не станет жить без ноги. Пойдет, например, на мост и бросится в Днепр. Она так и сказала врачам, и те поняли.
Врачи насчитали на теле летчика 17 переломов. Ему делали одну операцию за другой. Почти три года Виктор Кирович провел на костылях. Однажды он решительно выбросил их. Жаль только, что в небо уже няться не довелось.
Ольга ГРЕЧИШКИНА.
http://kiev.kp.ru/2006/09/01/new134266/