13.04.09 

Ан-74ТК-300 в цеху ХГАППАн-74ТК-300 в цеху ХГАПП ХГАПП 

Кабмин намерен рефинансировать долг Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) через механизм гособлигаций. Такое решение может обернуться сложностями для правительства, которому впоследствии придется спасать все госпредприятия аналогичным образом

Правительство провело совещание по вопросу государственной поддержки авиационной отрасли, основным вопросом которого было рефинансирование долга ХГАПП 12 коммерческим банкам. Кабмин намерен бросить на защиту предприятий от кредиторов госбанки, которые должны будут перекредитовать завод, и погасить около 1 млрд. грн. долгов авиаторам перед банками. Основными кредиторами ХГАПП называют Альфа-банк, Укрсоцбанк и Мегабанк. Последний даже умудрился получить в залог самолет, однако реализовать его не смог.

Гендиректор ХГАПП Анатолий Мялица не уточнил, каким именно образом планирует Кабмин решать вопрос реструктуризации долгов предприятия. «На специальном совещании премьер поручила решение этого вопроса своему советнику — Александру Зинченко (глава Национального космического агентства.— «i»). Все вопросы к нему. Я не хочу быть испорченным телефоном»,— заявил господин Мялица. Получить комментарии у господина Зинченко в пятницу не удалось.

Однако, по данным «i», Кабмин снова прибегнет к внесению в капитал госбанков облигаций внутреннего займа, которые будут рефинансированы госбанками в Нацбанке. По словам первого заместителя главы НБУ Анатолия Шаповалова, Кабмин уже принял решение об увеличении уставных капиталов Ощадбанка и Укрэксимбанка на 300 и 650 млн. грн., соответственно, за счет выпуска ценных бумаг. Соответствующие документы находятся на согласовании в центробанке.

Эксперты по-разному относятся к государственной поддержке ХГАПП. С одной стороны, заводу необходимо завершить строительство девяти самолетов, два из которых ждут срочной отправки в Египет. На это требуется еще около 400 млн. грн., которые также придется выдать госбанкам. С другой, завершив этот заказ, завод должен получить контракт на сборку еще шести летательных аппаратов и около $200 млн. предоплаты (которые, впрочем, не могут быть использованы для погашения долга госбанкам).

Банкиры же считают, что Кабмин затевает достаточно рискованную игру, защищая госпредприятия и заставляя госбанки перекредитовывать их за счет гособлигаций. «Во-первых, гособлигации рано или поздно нужно будет погасить из бюджета, в котором нет денег,— говорит предправления одного из крупнейших банков.— Во-вторых, видя такую лояльность государства к недобросовестным должникам, другие госкомпании так же начнут объявлять дефолты по кредитным обязательствам в надежде на помощь правительства».

Банкир обращает внимание на то, что государство заставляет Ощадбанк и Укрэксимбанк брать на себя некачественные долги, что не способствует их нормальной работе. «Постоянная потребность госпредприятий в кредитах ведет к тому, что Кабмин задерживает процесс рекапитализации коммерческих банков. В бюджете на эти цели предусмотрено 44 млрд. грн., и правительство не сможет быть сорокой, которая всем дала»,— предупреждает финансист.

Джерело Экономические Известия   Автор: Александр ДУБИНСКИЙ - Наталья ДАВЫДЕНКО