В условиях финансового кризиса авиакомпании всего мира вынуждены экономить. "Международные Авиалинии Украины" знают, как это делать так, чтобы впоследствии не растерять своих пассажиров
Еще после атаки террористов на башни-близнецы в Нью-Йорке в сентябре 2001 года авиаторы стали испытывать трудности. Тогда поток пассажиров существенно "похудел". В начале-середине прошлого года финансы авиакомпаний подкосил стремительно дорожающий авиакеросин. Во второй половине 2008 года разразился мировой финансовый кризис.
Как сообщила Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), совокупный объем убытков, понесенных авиаперевозчиками в 2008 году, составил $8 млрд. В Ассоциации предполагают, что убытки авиаперевозчиков за 2009 год уменьшатся до $2,5 млрд., но этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным. Ведь по итогам прошлого года IATA ожидала $5 млрд. убытков, а не $8 млрд.
В первом полугодии 2008 года высокие цены на топливо стали основной причиной банкротства целого ряда авиаперевозчиков. Выжившие, поднимая цены на билеты и добавляя топливные сборы и доплаты за багаж, оправдывались перед пассажирами стремительно растущими ценами на нефть.
Летом американские авиаперевозчики United Airlines и US Airways начали взимать плату в размере $15 за регистрацию первого места багажа. Ранее американские авиаперевозчики стали брать с пассажиров по $25 за регистрацию второго места багажа.
Кроме того, United Airlines объявила о повышении платы за регистрацию негабаритного и тяжелого багажа со $100 до $125 и с $200 до $250 соответственно. Ряд компаний начали взимать дополнительные деньги за резервирование билетов. В зависимости от авиаперевозчика стоимость бронирования места составляет от $5 до $50.
Сейчас, когда цены на топливо упали, по авиаперевозчикам больно ударило общее снижение деловой активности, что повлекло за собой снижение пассажиропотока. По данным IATA, в январе 2009 года пассажирские перевозки сократились на 5,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а грузовые - на 23%.
В этой ситуации авиакомпании всеми силами пытаются выживать. При этом реализуются две основные модели сохранения прибыльности. Первая, назовем ее романтической, предусматривает привлечение дополнительных пассажиров на свои рейсы качеством сервиса, который бы не позволял пассажирам забыть о тех романтических временах авиации, когда каждый полет был событием. Вторая - утилитарная - построена на заманивании клиентов дешевизной билетов, но направлена на выжимание денег из пассажиров дополнительными поборами.
Вторая модель, к сожалению, многим компаниям кажется более простой, поэтому начнем с нее. Можно, конечно, объявить, что билет стоит 1 евро. Но это вовсе не означает, что полет обойдется именно в эту сумму. Ведь за пределами объявленной цены остаются расходы на оплату тех ухищрений, на которые идут перевозчики, работающие по утилитарной модели. Так, Ryanair ограничил до 10 кг вес единственного (!) багажного места пассажира, установив плату в 40 евро за все, что выходит за эти рамки. За единицу спортивного оборудования или музыкальный инструмент Ryanair возьмет с пассажира $85.
Американские компании прилично зарабатывают на любви американцев к своим домашним питомцам. Провоз собачки или кошечки обойдется примерно в цену билета эконом-класса. Так, Delta берет за провоз животных по $150-275 в один конец, а United Airlines и все $350 в одном направлении.
Некоторые покусились на те права пассажиров, которые еще недавно казались незыблемыми. Так, стюардессы скандинавской SAS, конечно, не откажут пассажиру в стакане воды, но возьмут за него 5 евро. AirBaltic, правда, утолит жажду всего за 1 евро.
По мнению экспертов, тенденция к введению дополнительной платы за услуги в авиации стала чересчур заметна. Привычный бесплатный сервис в полете, свойственный романтическим временам авиации, постепенно уходит в прошлое. Но принесет ли лишение пассажиров привычных приятных мелочей ощутимую экономическую выгоду компаниям?..
Что касается строгостей относительно багажа, то их можно, конечно, в какой-то мере объяснить требованиями безопасности. Но объявление того же Ryanair о том, что он собирается ввести плату за посещение туалетов на борту самолета, выглядит и смешно, и грустно. И дело не в стоимости услуги в 1 фунт стерлингов (к тому же, по мнению аналитиков отрасли, установка необходимого "кассового" оборудования "съест" возможную выручку), а в тенденции. Репутационные потери, которые понесет не один конкретный авиаперевозчик, а отрасль в целом, окажутся куда как более болезненными...
Ведущие украинские авиакомпании не намерены экономить на пассажирах. В компании "Международные Авиалинии Украины" заявляют, что даже не будут рассматривать рационализаторские предложения своих сотрудников, предусматривающие снижение уровня сервиса до и во время полета.
Всем своим пассажирам МАУ по-прежнему предлагают бесплатные он-лайн бронирование, перевозку багажа (20 кг - в экономическом классе, 40 кг - в бизнес-классе), выбор места в самолете, горячее питание, бар и свежую прессу на борту. Пассажирам бизнес-класса также предоставляется посещение залов бизнес-лаундж во всех аэропортах вылета.
При покупке билета бесплатно можно заказать одно их 14-ти видов питания, включая вегетарианское, кошерное, мусульманское и несколько видов диетического. Ассортимент горячих блюд на рейсах МАУ состоит из 9-ти блюд (среди них блинчики, омлет, мясные и рыбные блюда с гарнирами), ротация которых осуществляется трижды в месяц.
Все пассажиры МАУ также пользуются широким выбором бесплатных напитков на борту. Как сообщила компания, летом ассортимент был расширен и теперь путешественники могут отведать в полете коньяк, текилу, ром, виски, шампанское, вино, водку, джин, ликер, вермут, пиво, соки и воды.
По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, авиация "перемещает не только тело, но и душу пассажира". Поэтому сервис, который предоставляет МАУ, должен соответствовать тем романтическим временам авиации, когда полет доставлял удовольствие.
Это тем более верно, что экономить можно и нужно, но не за счет пассажиров, а изыскивая внутренние резервы. Так, для Украины актуальной проблемой остается стоимость топлива. Отечественный рынок авиакеросина монополизирован. Поэтому топливо в украинских аэропортах стоит дороже, чем в европейских. Демонополизация рынка, о которой не устают настаивать авиаперевозчики, удешевит топливо. Кроме того, можно перенять опыт мировых авиакомпаний. Так, в салонах самолетов ряда авиаперевозчиков началась замена пассажирских кресел на более легкие, что дает экономию до 5 кг на место. Другие меняют тележки для еды, выигрывая на каждой около 7 кг.
Изменения коснулись и самого процесса полета. Некоторые компаний стали летать медленнее, что снижает расход топлива, хотя и не отражается на выдерживании расписания. Многие перевозчики озаботились поиском более прямых трасс, руление до взлетной полосы теперь совершается на одном двигателе вместо двух, а то и вовсе с помощью тягача.
Авиакомпании стали значительно чаще мыть свои самолеты, что позволяет избавиться от килограммов налипшей пыли и грязи. А при очередной покраске лайнера с него теперь счищают предыдущие слои краски, которые также дают существенную прибавку в весе.
Все эти меры позволяют экономить несколько процентов общего потребления топлива. Для крупных перевозчиков это ощутимо снижает расходы, хотя остается незаметным для пассажиров.
Качественный сервис, способствующий повышению заполняемости рейсов, приносит гораздо большую экономическую выгоду, чем экономия на стакане воды. Ведь получив удовольствие от полета, пассажир останется с компанией. А его рекомендациям могут последовать все новые клиенты.
Конечно, с развитием авиатранспорта полет становится доступнее для все большего числа пассажиров. И хорошо, что уже, пожалуй, никогда авиабилет не будет стоить как малолитражка. Но самолет никогда не превратится в автобус, который просто переносит тело из пункта А в пункт Б. Некий романтический шарм должен и будет сохраняться за авиаперелетом. И в долгосрочной перспективе в выигрыше останутся те авиакомпании, которые даже в непростые времена не забудут о душах своих пассажиров...