Фото - mr-gera.livejournal.comПолтавские мальчишки, словно очарованные, внимательно слушают мужчину в военной форме. Обычно непоседливые, вертлявые и невнимательные на уроках, на стоянке самолетов дальней авиации они боятся проворонить хотя бы слово последнего командира 185-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, полковника запаса Валерия Верескула. Притихшие, с пылающими от восхищения глазенками, кажется, они готовы слушать своего экскурсовода часами. Малышню интересует все - сколько горючего нужно, чтобы поднять в небо мощный бомбардировщик, сколько ракет он может взять на борт, на какие дистанции летают эти серебристые красавцы. Но наибольшее счастье для мальчишек - притронуться к самолету, который и сегодня излучает мощь и силу, посидеть в кабине за штурвалом, представив себя асом и лучшим снайпером дальней авиации. Сюда они готовы приходить еще и еще, слушать о самолетах и летчиках, чтобы и самим заболеть небом. И даже не догадываются эти счастливые мальчишки, что Полтаве опять, уже в который раз, хотят обрезать крылья.
Бескрылая мирная Украина
В Советском Союзе Полтава считалась одной из столиц дальней авиации. Здесь по праву гордились 13-й авиадивизией и одним из самых больших военных аэродромов со взлетно-посадочной полосой в 3 тысячи метров длиной, которая могла принимать любые самолеты. А еще в Полтаве базировались бомбардировщики ТУ-22М3 - на то время последнее слово авиационной техники. На Западе эти самолеты, которые несли на борту ядерное оружие и могли уничтожить не просто одну отдельную страну, а целый континент, боялись и уважали. А потому в классификации НАТО им дали созвучное прозвище «Backfire» - «огненный след».Но для молодой Украины такая мощная техника оказалась тяжелым грузом. Поэтому в первый раз Полтаве крылья обрезали в начале нового тысячелетия. В рамках украинско-американского Соглашения о ликвидации стратегических ядерных вооружений, в частности, и стратегических бомбардировщиков. В феврале 2006 года на полтавском военном аэродроме разрезали последний боевой бомбардировщик ТУ-22М3. «Казнь» последнего самолета в Полтаве была обставлена помпезно: приехали высокие чиновники Министерства обороны, тогдашний посол Соединенных Штатов Америки в Украине. Даже шампанское пили - за мирную Украину. А заодно и за потерю Полтавой прежней авиационной славы: от двух авиаполков - 185-го гвардейского и 226-го - осталась лишь военная комендатура.
Уникальные самолеты военные летчики перегоняли в Полтаву из всей Украины
А еще прежней столице дальней авиации осталась уникальная музейная экспозиция самолетов. Ее военные летчики собирали по крошкам - пять из семи самолетов полтавчане привезли из других городов Украины. Самый большой в мире стратегический бомбардировщик ТУ-160 и учебный самолет ТУ-134-УБЛ перегоняли из Прилук Черниговской области, стратегический бомбардировщик ТУ-95МС - из Узина Киевской области, ТУ-22 - из Озерного, что в Житомирской области, истребитель СУ-15УМ - из Крыма.- В настоящий момент все эти самолеты уникальны, - утверждает Валерий Верескул. - Потому что у нас машины резали весело и охотно за чужие деньги (средства на утилизацию украинских стратегических бомбардировщиков дало правительство США. - Авт.). Поэтому за те самолеты, которые стоят в настоящий момент в экспозиции Музея дальней авиации, мы должны благодарить вероятного противника - американцев. Вот они сразу поняли, что эти самолеты на полтавском аэродроме нужно оставить. Если бы не американцы, наши бы порезали все. И ни у кого - ни у столичных чиновников, ни у работников Музея авиации в Жулянах - не хватило ума оставить хоть несколько самолетов для украинских музеев. А теперь, когда в Полтаве сохранили эти уникальные машины, желающих забрать готовое и ухоженное - хоть отбавляй.
Попытка третья. И последняя?
Вторая попытка лишить Полтаву крыльев была в январе 2007 года. Тогда музейная экспозиция на военном аэродроме едва не потеряла два экспоната. Полтавские серебристые красавцы бросились в глаза руководству Луганского авиаремонтного завода. В частности, из города могли вывезти последний бомбардировщик ТУ-22М3, который напоминал о прежней авиационной славе Полтавы. Тогда на защиту самолетов стали полтавские военные пенсионеры, отставные авиаторы, военные, общественность. Стучали во все двери, писали письма во все инстанции - Президенту, Премьер-министру, Председателю Верховной Рады, министру обороны. Последний был не против того, чтобы самолеты остались в Полтаве. Следовало лишь создать музей, чтобы самолеты на свой баланс взяла местная власть. В том же таки 2007 году на базе экспозиции семи самолетов, которые в документах Министерства обороны Украины значились, как избыточное имущество Вооруженных сил, Полтавский областной совет создал областное коммунальное предприятие «Музей дальней авиации».
Казалось бы все: отвоевали самолеты, у истории счастливое окончание. Однако этой весной в Полтаве опять грянул дежурный авиаскандал. Оказывается, формально город уже остался без крыльев. И самолеты, которые стоят на военном аэродроме, Полтаве уже не принадлежат: Министерство обороны передало пять самолетов Государственному музею авиации в Жулянах.
- В свое время мы хотели получить самолеты в коммунальную собственность, - говорит нынешний директор полтавского Музея дальней авиации Валерий Верескул. - Обратились к министру обороны с соответствующей просьбой. Однако нам сообщили, что существует запрет на передачу имущества Министерства обороны в коммунальную собственность. Такой документ действовал при всех украинских правительствах. Недавно Премьер-министр Юлия Тимошенко своим постановлением отменила этот указ. Мы были уверены, что теперь получим самолеты - аж нет, осталось все, как было. Несколько недель назад общался по телефону с директором авиационного музея в Конотопе: там в свое время был вертолетный авиаремонтный завод. Тамошний музей образовался лишь потому, что присоединился к городскому музею, который находится в государственной собственности. Коллега посоветовал сделать то же - стать филиалом какого-либо полтавского музея, например, краеведческого. Чтобы самолеты находились в государственной собственности.
Однако киевляне, которые положили глаз на полтавские самолеты, опередили прежних военных авиаторов. Вопросы решили мгновенно. Как-никак, опекунский совет авиамузея в Жулянах возглавляет прежний министр обороны Валерий Шмаров. А потому такие вопросы во властных кабинетах Министерства обороны решаются быстро. Так что Ту-160, Ту-95МС, Ту-16, Ту-22, СУ-15 отныне принадлежат не Полтаве, а Жулянам. Как раз именно те самолеты, которые полтавчане с таким трудом перегоняли из других городов. Передача самолетов была проведена формально: ни одна комиссия в Полтаву не приезжала. Хотя обязаны были бы принимать самолеты по акту и под роспись, потому что идет речь же о государственном имуществе.Полтавчане могут потерять «гордость нации»
Каждый из самолетов, которые бросились в глаза киевлянам, по-своему уникальный. И все же Ту-160, по-видимому, самый впечатляющий в этой пятерке. Это самый большой современный стратегический бомбардировщик в мире. Длина - 55 метров, взлетный вес - 275 тонн. Он создан по новейшей технологии: без каких-либо соединений или острых углов - нос плавно переходит в фюзеляж, а тот - в крыло. Недаром его называли «гордостью нации», а иностранные военные по праву наградили прозвищем «блекджек».
- Машина имела серьезное вооружение - 12 ядерных ракет, так что его мощность можно сравнить лишь с возможностями атомной подводной лодки, - рассказывает Валерий Верескул. - Такие самолеты вы не увидите в настоящий момент ни в одном музее мира. В Советском Союзе было лишь 19 таких машин и все они базировались в Прилуках. После распада Союза восемь машин Украина передала россиянам, остальные пустила под нож. В России ТУ-160 в настоящий момент находятся на военном дежурстве. Недавно русские самолеты «ходили» в Венесуэлу и назад: вылетели из Саратова, прошли над Кольским полуостровом, оттуда - над нейтральным морями и севером Европы, вышли в Атлантику и приземлились в Венесуэле. Это уникальный полет. Облетели весь Карибский бассейн и вернулись домой. Без дозаправки горючим дальность полета такого красавца - 13 тысяч километров. С дозаправкой может летать столько, сколько летчики выдержат.
«Старый» ТУ-22 с двигателями на хвосте связан с одной из самых драматичных страниц в истории развития дальней авиации. Когда его взяли на вооружение, самолет был еще «сырым», недоработанным. Учебных самолетов вообще не было - лишь боевые. Поэтому каждый пилот, который садился за штурвал этой машины, становился летчиком-испытателем.
- Пилот, прежде чем сесть за штурвал самолета, проходил учебу вместе с летчиками-испытателями, - объясняет Валерий Валентинович. - Те рассказывали о машине, потом садили его в кабину штурмана, катали по кругу. И только после этого пилот летел сам. А на этом самолете летчику приходилось сразу становиться испытателем наивысшего уровня. Это сейчас, пока строится самолет, летчики-испытатели учатся на компьютерном тренажере - отрабатывают технику полета. Тогда такого не было. Летчиков подбирали тщательным образом. Из-за несовершенства катапультних установок, которые не срабатывали когда самолет отказывал, погибло немало летчиков. И все же самолеты этой серии отлетали 35 лет.
На Ту-16 столичный музей, по-видимому, обратил внимание за компанию, потому что такой самолет есть рядом со столицей - в Белой Церкви. И оттуда его транспортировать легче, чем из Полтавы.
Сколько стоит отрезать крылья?
Чтобы перевезти самолеты на столичный аэродром, их нужно резать. Но денег у киевлян на перевозку пока еще нет. На мелкие детали самолеты не порежут, потому что потом их просто не соберут. А, чтобы привезти большие детали, придется перекрыть трассу Киев-Харьков. И по предварительным расчетам перевозка 5 самолетов обойдется больше чем в миллион долларов США.
- Я не верю в то, что киевляне такие уже бескорыстные любители авиации. Просто на этом люди зарабатывают деньги. И достаточно большие, - замечает полковник в отставке. - Был я на аэродроме в Жулянах. Вход стоит 12 гривен, с фотоаппаратом и видеокамерой - дороже. Если хочешь залезть в кабину самолета - за дополнительную плату. Сама экскурсия стоит 80 гривен. Там действительно красивая территория, обустроенная, однако внешний вид самолетов нагоняет грусть - стоят они грязные, неухоженные. В свое время в 2005 году, когда полтавские самолеты резали на военном аэродроме, киевляне забрали в столичный музей Ту-22М3 и Ту-134УБЛ. Опять же, благодаря решению Министерства обороны. Здесь разрезали, а в Жулянах сварили и поставили. И стоят теперь полтавские самолеты грязные, на спущенных колесах. Варили порезанные машины так, что швы сразу бросаются в глаза. Мне, как военному летчику, больно было на все это смотреть. Тем более, что на бортах и до сих пор сохранилась эмблема полтавского авиаполка...
«Ломать - не строить»
Украинцы - люди специфические. Большинство привыкли жить по двум главным принципам - «ломать - не строить» и «сам не гам - и другому не дам». Это же касается и ситуации вокруг Музея дальней авиации в Полтаве. Самолеты - очень нежны. И пусть не вводят в заблуждение их размеры и скрытая под серебристым металлом мощность. За машинами нужен особенный досмотр, как за малым ребенком. И немало средств, чтобы уберечь эту красоту от коррозии. Однако тратить деньги на содержание самолетов директор музея не может. По закону они принадлежат столичному музею. А средства выделяет Полтавский областной совет. Единственные деньги, которые можно потратить на самолеты - деньги спонсоров. Если, конечно, такие есть. Киевляне в настоящий момент ежемесячно платят 5 тысяч гривен за охрану самолетов местной военной части. А с работниками музея хотят подписать соглашение, чтобы оставить им самолеты в пользование. С прежних летчиков столичные владельцы за самолеты деньги не будут брать, но и на содержание машин ничего не будут давать. Все продумано: прежние летчики не дадут пропасть своим боевым машинам и деньги в их содержание будут вкладывать самим. А деньги нужны достаточно большие. Например, чтобы покрасить 55-метровый самолет, краски нужно очень много, а еще нанять профессионалов, которые имеют опыт работы на высоте.
- Самолеты стоят в Полтаве. Охраняют их полтавчане, деньги тратят полтавчане, а чего добиваются киевляне? Хотят, чтобы самолеты погибли от коррозии? - эмоционально спрашивает прежний военный авиатор. - Если этот музей уже создан и область приняла на себя обязательство финансировать его, почему бы не дать нам спокойно работать? И ничего отсюда не забирать, напротив, привезти из Жулян Ту-22М2 и Ту-22М0, чтобы в Полтаве были полный модельный ряд этих самолетов. Американские ветераны, когда в свое время сюда приезжали, заверили: если в Полтаве будет действовать музей, они пришлют самолет Б-29. Из такого самолета сбросили ядерную бомбу на Хиросиму. А Советский Союз, захватив на Дальнем Востоке один из таких самолетов, запустил их в серию под названием ТУ-4. Пусть он стоит с американскими опознавательными знаками, а мы будем рассказывать, что из этого самолета в Союзе сделали собственный, более легкий, который длительное время эксплуатировался.Кстати, с иностранцами ситуация еще более интересна, чем с самолетами. Потому что попасть в Музей дальней авиации им ой как непросто. Музей находится на территории военной части и, чтобы посетить его, иностранцы должны подавать соответствующую заявку через Министерство иностранных дел в Генштаб. Лишь после тщательной проверки документов в столице иностранных туристов пускают на территорию музея. «Когда на аэродроме стоял боевой полк, находились секретные объекты, американцы ходили, как у себя дома, - возмущается Валерий Верескул. - А когда ничего не осталось, засекретились так, что посетить музей без разрешения нельзя».
Опустит ли руки полтавское общество?
Уже пятнадцатый год полтавские авиаторы воюют за музей и за самолеты. На них уже, по-видимому, и рукой махнули: мол, этим летчикам ничего делать. А они же борются не за собственные прибыли - за право полтавской детворы увидеть вблизи уникальную технику, на которой летали их деды и родители. Борются за память и за сохранение прежней славы столицы дальней авиации.- Я ездил в Министерство обороны, однако с министром так и не встретился, - сознается Валерий Верескул. - Знакомые, которым объяснил ситуацию, сразу сказали: «Неужели ты думаешь, что министр захочет с тобой говорить? Не тот уровень разговоров. Должен ехать глава облгосадминистрации вместе с председателем областного совета. Они решат вопрос намного быстрее. Потому что кто будет слушать простого командира полка, тем более прежнего?» Вопрос с самолетами следует решать. Возможно, на первом этапе договориться с киевлянами и заключить соглашение аренды на три или пять лет. А параллельно решать вопрос о передаче самолетов в нашу собственность - государственную, коммунальную - безразлично. Главное, чтобы они остались здесь, в Полтаве. Их нельзя трогать и двигать с места. Это опасно для самих самолетов.
Своровать самолеты из-под носа полтавских авиаторов киевлянам удалось потому, что имеют высоких покровителей во властных кабинетах. Но неужели полтавское общество опустит руки и позволит забрать из города уникальные самолеты? Неужели не сможем отстоять серебристых красавцев, которые олицетворяют мужество и героизм летчиков? Неужели мы позволим, чтобы столичные бизнесмены отсекли крылья уникальным бомбардировщикам дальней авиации, перед которыми военные других стран трепетно становятся на колени?
Прим. редактора "Крыльев". Статья отражает мнение журналиста, на самом деле ситуация далеко неоднозначна. Мы планируем разобраться в этой ситуации и дать мнение и другой стороны.