17.04.09 

Фото - mr-gera.livejournal.comФото - mr-gera.livejournal.comПолтавские мальчишки, словно очарованные, внимательно слушают мужчину в военной форме. Обычно непоседливые, вертлявые и невнимательные на уроках, на стоянке самолетов дальней авиации они боятся проворонить хотя бы слово последнего командира 185-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, полковника запаса Валерия Верескула. Притихшие, с пылающими от восхищения глазенками, кажется, они готовы слушать своего экскурсовода часами. Малышню интересует все - сколько горючего нужно, чтобы поднять в небо мощный бомбардировщик, сколько ракет он может взять на борт, на какие дистанции летают эти серебристые красавцы. Но наибольшее счастье для мальчишек - притронуться к самолету, который и сегодня излучает мощь и силу, посидеть в кабине за штурвалом, представив себя асом и лучшим снайпером дальней авиации. Сюда они готовы приходить еще и еще, слушать о самолетах и летчиках, чтобы и самим заболеть небом. И даже не догадываются эти счастливые мальчишки, что Полтаве опять, уже в который раз, хотят обрезать крылья.

Бескрылая мирная Украина

В Советском Союзе Полтава считалась одной из столиц дальней авиации. Здесь по праву гордились 13-й авиадивизией и одним из самых больших военных аэродромов со взлетно-посадочной полосой в 3 тысячи метров длиной, которая могла принимать любые самолеты. А еще в Полтаве базировались бомбардировщики ТУ-22М3 - на то время последнее слово авиационной техники. На Западе эти самолеты, которые несли на борту ядерное оружие и могли уничтожить не просто одну отдельную страну, а целый континент, боялись и уважали. А потому в классификации НАТО им дали созвучное прозвище «Backfire» - «огненный след».

Но для молодой Украины такая мощная техника оказалась тяжелым грузом. Поэтому в первый раз Полтаве крылья обрезали в начале нового тысячелетия. В рамках украинско-американского Соглашения о ликвидации стратегических ядерных вооружений, в частности, и стратегических бомбардировщиков. В феврале 2006 года на полтавском военном аэродроме разрезали последний боевой бомбардировщик ТУ-22М3. «Казнь» последнего самолета в Полтаве была обставлена помпезно: приехали высокие чиновники Министерства обороны, тогдашний посол Соединенных Штатов Америки в Украине. Даже шампанское пили - за мирную Украину. А заодно и за потерю Полтавой прежней авиационной славы: от двух авиаполков - 185-го гвардейского и 226-го - осталась лишь военная комендатура.

Уникальные самолеты военные летчики перегоняли в Полтаву из всей Украины

А еще прежней столице дальней авиации осталась уникальная музейная экспозиция самолетов. Ее военные летчики собирали по крошкам - пять из семи самолетов
полтавчане привезли из других городов Украины. Самый большой в мире стратегический бомбардировщик ТУ-160 и учебный самолет ТУ-134-УБЛ перегоняли из Прилук Черниговской области, стратегический бомбардировщик ТУ-95МС - из Узина Киевской области, ТУ-22 - из Озерного, что в Житомирской области, истребитель СУ-15УМ - из Крыма.

- В настоящий момент все эти самолеты уникальны, - утверждает Валерий Верескул. - Потому что у нас машины резали весело и охотно за чужие деньги (средства на утилизацию украинских стратегических бомбардировщиков дало правительство США. - Авт.). Поэтому за те самолеты, которые стоят в настоящий момент в экспозиции Музея дальней авиации, мы должны благодарить вероятного противника - американцев. Вот они сразу поняли, что эти самолеты на полтавском аэродроме нужно оставить. Если бы не американцы, наши бы порезали все. И ни у кого - ни у столичных чиновников, ни у работников Музея авиации в Жулянах - не хватило ума оставить хоть несколько самолетов для украинских музеев. А теперь, когда в Полтаве сохранили эти уникальные машины, желающих забрать готовое и ухоженное - хоть отбавляй.

Попытка третья. И последняя?

Вторая попытка лишить Полтаву крыльев была в январе 2007 года. Тогда музейная экспозиция на военном аэродроме едва не потеряла два экспоната. Полтавские серебристые красавцы бросились в глаза руководству Луганского авиаремонтного завода. В частности, из города могли вывезти последний бомбардировщик ТУ-22М3, который напоминал о прежней авиационной славе Полтавы. Тогда на защиту самолетов стали полтавские военные пенсионеры, отставные авиаторы, военные, общественность. Стучали во все двери, писали письма во все инстанции - Президенту, Премьер-министру, Председателю Верховной Рады, министру обороны. Последний был не против того, чтобы самолеты остались в Полтаве. Следовало лишь создать музей, чтобы самолеты на свой баланс взяла местная власть. В том же таки 2007 году на базе экспозиции семи самолетов, которые в документах Министерства обороны Украины значились, как избыточное имущество Вооруженных сил, Полтавский областной совет создал областное коммунальное предприятие «Музей дальней авиации».

Казалось бы все: отвоевали самолеты, у истории счастливое окончание. Однако этой весной в Полтаве опять грянул дежурный авиаскандал. Оказывается, формально город уже остался без крыльев. И самолеты, которые стоят на военном аэродроме, Полтаве уже не принадлежат: Министерство обороны передало пять самолетов Государственному музею авиации в Жулянах.

- В свое время мы хотели получить самолеты в коммунальную собственность, - говорит нынешний директор полтавского Музея дальней авиации Валерий Верескул. - Обратились к министру обороны с соответствующей просьбой. Однако нам сообщили, что существует запрет на передачу имущества Министерства обороны в коммунальную собственность. Такой документ действовал при всех украинских правительствах. Недавно Премьер-министр Юлия Тимошенко своим постановлением отменила этот указ. Мы были уверены, что теперь получим самолеты - аж нет, осталось все, как было. Несколько недель назад общался по телефону с директором авиационного музея в Конотопе: там в свое время был вертолетный авиаремонтный завод. Тамошний музей образовался лишь потому, что присоединился к городскому музею, который находится в государственной собственности. Коллега посоветовал сделать то же - стать филиалом какого-либо полтавского музея, например, краеведческого. Чтобы самолеты находились в государственной собственности.

Однако киевляне, которые положили глаз на полтавские самолеты, опередили прежних военных авиаторов. Вопросы решили мгновенно. Как-никак, опекунский совет авиамузея в Жулянах возглавляет прежний министр обороны Валерий Шмаров. А потому такие вопросы во властных кабинетах Министерства обороны решаются быстро. Так что Ту-160, Ту-95МС, Ту-16, Ту-22, СУ-15 отныне принадлежат не Полтаве, а Жулянам. Как раз именно те самолеты, которые
полтавчане с таким трудом перегоняли из других городов. Передача самолетов была проведена формально: ни одна комиссия в Полтаву не приезжала. Хотя обязаны были бы принимать самолеты по акту и под роспись, потому что идет речь же о государственном имуществе.

Полтавчане могут потерять «гордость нации»

Каждый из самолетов, которые бросились в глаза киевлянам, по-своему уникальный. И все же Ту-160, по-видимому, самый впечатляющий в этой пятерке. Это самый большой современный стратегический бомбардировщик в мире. Длина - 55 метров, взлетный вес - 275 тонн. Он создан по новейшей технологии: без каких-либо соединений или острых углов - нос плавно переходит в фюзеляж, а тот - в крыло. Недаром его называли «гордостью нации», а иностранные военные по праву наградили прозвищем «блекджек».

- Машина имела серьезное вооружение - 12 ядерных ракет, так что его мощность можно сравнить лишь с возможностями атомной подводной лодки, - рассказывает Валерий Верескул. - Такие самолеты вы не увидите в настоящий момент ни в одном музее мира. В Советском Союзе было лишь 19 таких машин и все они базировались в Прилуках. После распада Союза восемь машин Украина передала россиянам, остальные пустила под нож. В России ТУ-160 в настоящий момент находятся на военном дежурстве. Недавно русские самолеты «ходили» в Венесуэлу и назад: вылетели из Саратова, прошли над Кольским полуостровом, оттуда - над нейтральным морями и севером Европы, вышли в Атлантику и приземлились в Венесуэле. Это уникальный полет. Облетели весь Карибский бассейн и вернулись домой. Без дозаправки горючим дальность полета такого красавца - 13 тысяч километров. С дозаправкой может летать столько, сколько летчики выдержат.

«Старый» ТУ-22 с двигателями на хвосте связан с одной из самых драматичных страниц в истории развития дальней авиации. Когда его взяли на вооружение, самолет был еще «сырым», недоработанным. Учебных самолетов вообще не было - лишь боевые. Поэтому каждый пилот, который садился за штурвал этой машины, становился летчиком-испытателем.

- Пилот, прежде чем сесть за штурвал самолета, проходил учебу вместе с летчиками-испытателями, - объясняет Валерий Валентинович. - Те рассказывали о машине, потом садили его в кабину штурмана, катали по кругу. И только после этого пилот летел сам. А на этом самолете летчику приходилось сразу становиться испытателем наивысшего уровня. Это сейчас, пока строится самолет, летчики-испытатели учатся на компьютерном тренажере - отрабатывают технику полета. Тогда такого не было. Летчиков подбирали тщательным образом. Из-за несовершенства катапультних установок, которые не срабатывали когда самолет отказывал, погибло немало летчиков. И все же самолеты этой серии отлетали 35 лет.

На Ту-16 столичный музей, по-видимому, обратил внимание за компанию, потому что такой самолет есть рядом со столицей - в Белой Церкви. И оттуда его транспортировать легче, чем из Полтавы.

Сколько стоит отрезать крылья?

Чтобы перевезти самолеты на столичный аэродром, их нужно резать. Но денег у киевлян на перевозку пока еще нет. На мелкие детали самолеты не порежут, потому что потом их просто не соберут. А, чтобы привезти большие детали, придется перекрыть трассу Киев-Харьков. И по предварительным расчетам перевозка 5 самолетов обойдется больше чем в миллион долларов США.

- Я не верю в то, что киевляне такие уже бескорыстные любители авиации. Просто на этом люди зарабатывают деньги. И достаточно большие, - замечает полковник в отставке. - Был я на аэродроме в Жулянах. Вход стоит 12 гривен, с фотоаппаратом и видеокамерой - дороже. Если хочешь залезть в кабину самолета - за дополнительную плату. Сама экскурсия стоит 80 гривен. Там действительно красивая территория, обустроенная, однако внешний вид самолетов нагоняет грусть - стоят они грязные, неухоженные. В свое время в 2005 году, когда полтавские самолеты резали на военном аэродроме, киевляне забрали в столичный музей Ту-22М3 и Ту-134УБЛ. Опять же, благодаря решению Министерства обороны. Здесь разрезали, а в Жулянах сварили и поставили. И стоят теперь полтавские самолеты грязные, на спущенных колесах. Варили порезанные машины так, что швы сразу бросаются в глаза. Мне, как военному летчику, больно было на все это смотреть. Тем более, что на бортах и до сих пор сохранилась эмблема полтавского авиаполка...

«Ломать - не строить»

Украинцы - люди специфические. Большинство привыкли жить по двум главным принципам -  «ломать - не строить» и «сам не гам - и другому не дам». Это же касается и ситуации вокруг Музея дальней авиации в Полтаве. Самолеты - очень нежны. И пусть не вводят в заблуждение их размеры и скрытая под серебристым металлом мощность. За машинами нужен особенный досмотр, как за малым ребенком. И немало средств, чтобы уберечь эту красоту от коррозии. Однако тратить деньги на содержание самолетов директор музея не может. По закону они принадлежат столичному музею. А средства выделяет Полтавский областной совет. Единственные деньги, которые можно потратить на самолеты - деньги спонсоров. Если, конечно, такие есть. Киевляне в настоящий момент ежемесячно платят 5 тысяч гривен за охрану самолетов местной военной части. А с работниками музея хотят подписать соглашение, чтобы оставить им самолеты в пользование. С прежних летчиков столичные владельцы за самолеты деньги не будут брать, но и на содержание машин ничего не будут давать. Все продумано: прежние летчики не дадут пропасть своим боевым машинам и деньги в их содержание будут вкладывать самим. А деньги нужны достаточно большие. Например, чтобы покрасить 55-метровый самолет, краски нужно очень много, а еще нанять профессионалов, которые имеют опыт работы на высоте.

- Самолеты стоят в Полтаве. Охраняют их
полтавчане, деньги тратят полтавчане, а чего добиваются киевляне? Хотят, чтобы самолеты погибли от коррозии? - эмоционально спрашивает прежний военный авиатор. - Если этот музей уже создан и область приняла на себя обязательство финансировать его, почему бы не дать нам спокойно работать? И ничего отсюда не забирать, напротив, привезти из Жулян Ту-22М2 и Ту-22М0, чтобы в Полтаве были полный модельный ряд этих самолетов. Американские ветераны, когда в свое время сюда приезжали, заверили: если в Полтаве будет действовать музей, они пришлют самолет Б-29. Из такого самолета сбросили ядерную бомбу на Хиросиму. А Советский Союз, захватив на Дальнем Востоке один из таких самолетов, запустил их в серию под названием ТУ-4. Пусть он стоит с американскими опознавательными знаками, а мы будем рассказывать, что из этого самолета в Союзе сделали собственный, более легкий, который длительное время эксплуатировался.

Кстати, с иностранцами ситуация еще более интересна, чем с самолетами. Потому что попасть в Музей дальней авиации им ой как непросто. Музей находится на территории военной части и, чтобы посетить его, иностранцы должны подавать соответствующую заявку через Министерство иностранных дел в Генштаб. Лишь после тщательной проверки документов в столице иностранных туристов пускают на территорию музея. «Когда на аэродроме стоял боевой полк, находились секретные объекты, американцы ходили, как у себя дома, - возмущается Валерий Верескул. - А когда ничего не осталось, засекретились так, что посетить музей без разрешения нельзя».

Опустит ли руки полтавское общество?

Уже пятнадцатый год полтавские авиаторы
воюют за музей и за самолеты. На них уже, по-видимому, и рукой махнули: мол, этим летчикам ничего делать. А они же борются не за собственные прибыли - за право полтавской детворы увидеть вблизи уникальную технику, на которой летали их деды и родители. Борются за память и за сохранение прежней славы столицы дальней авиации.

- Я ездил в Министерство обороны, однако с министром так и не встретился, - сознается Валерий Верескул. - Знакомые, которым объяснил ситуацию, сразу сказали: «Неужели ты думаешь, что министр захочет с тобой говорить? Не тот уровень разговоров. Должен ехать глава облгосадминистрации вместе с председателем областного совета. Они решат вопрос намного быстрее. Потому что кто будет слушать простого командира полка, тем более прежнего?» Вопрос с самолетами следует решать. Возможно, на первом этапе договориться с киевлянами и заключить соглашение аренды на три или пять лет. А параллельно решать вопрос о передаче самолетов в нашу собственность - государственную, коммунальную - безразлично. Главное, чтобы они остались здесь, в Полтаве. Их нельзя трогать и двигать с места. Это опасно для самих самолетов.

Своровать самолеты из-под носа полтавских авиаторов киевлянам удалось потому, что имеют высоких покровителей во властных кабинетах. Но неужели полтавское общество опустит руки и позволит забрать из города уникальные самолеты? Неужели не сможем отстоять серебристых красавцев, которые олицетворяют мужество и героизм летчиков? Неужели мы позволим, чтобы столичные бизнесмены отсекли крылья уникальным бомбардировщикам дальней авиации, перед которыми военные других стран трепетно становятся на колени?

Джерело Вечерняя Полтава   Автор: Надежда Диденко

Прим. редактора "Крыльев". Статья отражает мнение журналиста, на самом деле ситуация далеко неоднозначна. Мы планируем разобраться в этой ситуации и дать мнение и другой стороны.