Коммерческий самолет Ан-124-100, созданный на основе тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан", является самым грузоподъемным самолетом из серийно производимых в мире. Он перевозит на большие расстояния различные тяжелые и крупногабаритные грузы весом до 150 т. Сегодня по ряду параметров он не имеет себе равных.
В 2006 году 16 стран: Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Чехия и Швейцария на конкурсной основе выбрали его в качестве транспортного средства, который может в предельно сжатые сроки перебросить в любую точку планеты необходимые грузы. Кроме того, он способен к длительной автономной эксплуатации вдали от баз обслуживания и оснащен бортовыми комплексами погрузочно-разгрузочного оборудования. Эти комплексы позволяют без помощи наземных средств выполнять погрузку и разгрузку, в том числе, прямо с автомобиля/на автомобиль через заднюю грузовую рампу.
23 марта 2006 г. в Лейпциге состоялась церемония, в ходе которой было официально объявлено о начале использования самолетов "Руслан" в рамках программы НАТО и ЕС SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). Именно тогда началась активная работа «Русланов» в рамках этой программы. Делая свой выбор, европейские страны и Канада также опирались на положительный опыт сотрудничества с авиакомпанией «Авиалинии Антонова», которая является структурным подразделением АНТК им. О.К.Антонова. По заказу Альянса, в период с 2003 по 2005 гг. «Русланы» этой авиакомпании выполнили 783 полета в Афганистан, доставив 58350 т грузов, и 146 полетов в Ирак, перевезя 12900 т. Таким образом, бесперебойная работа Ан-124-100 по программе SALIS сегодня не просто подтверждает высокие характеристики этого самолета, но и представляет Украину на международном уровне как надежного партнера.
Вообще Ан-124-100 относится к разряду наиболее коммерчески удачных воздушных судов, появление которых стало этапным для мировой авиации и сформировало новый сегмент рынка — перевозку крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. Постоянно растущая осведомленность о самолете питает дальнейший рост этого рынка. Практически постоянно его услугами пользуются такие всемирно известные фирмы, как «Локхид Мартин», «Боинг», «Лорал», «Фольксваген», «Сименс», «Дженерал Электрик», для которых основными критериями являются быстрота и дальность перевозки крупногабаритных грузов. На Ан-124-100 транспортировались: 90-тонные гидротурбины, крупногабаритные автокраны «Либхер», американские карьерные самосвалы «Юклид», фюзеляж пассажирского самолета Ту-204, 109-тонный локомотив, авиадвигатели фирмы "Дженерал Электрик" GE90, различное военное оборудование, противолодочные вертолеты "Линкс", космические аппараты в капсулах, вертолеты, самолеты, катера, яхты, турбины, вагоны метро и другие уникальные грузы. В числе «пассажиров» Ан-124-100 были даже жирафы и огромная рождественская елка! «Руслан» часто перевозит грузы, которые невозможно доставить никаким другим транспортным средством. Именно благодаря этому самолету из Италии в Эфиопию была возвращена святыня — гранитный обелиск с могилы правителя могущественного некогда царства на севере Эфиопии. А после того, как Ан-124-100 доставил на Маршалловы острова опреснительную установку весом 72 т, правительство этого государство приняло решение об увековечении этой перевозки путем выпуска коллекционной почтовой марки.
Памятными вехами не только в судьбе этого самолета, но и авиации в целом останутся многие события, связанные с ним. Это и беспосадочный перелет протяженностью 20151 км вдоль границ Советского Союза за 25 часов 30 минут, когда был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, и кругосветный перелет через Южный и Северный полюса за 72 часа 16 минут летного времени. И полет в… Книгу рекордов Гиннесса, состоявшийся 20 сентября 1993 г, когда из Дюссельдорфа в Дели был доставлен моногруз (статор к генератору электростанции) весом в 135,2 т. Всего на счету «Руслана» 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.
Кроме того, получая сегодня новое развитие, программа Ан-124-100 «Руслан» позволяет обеспечить работой тысячи авиационных специалистов в Украине и других странах. В настоящее время идет активная разработка его новых вариантов, один из которых – Ан-124-100М-150 завершает испытания. В программе возобновления серийного производства этих самолетов заняты сотни предприятий.
Источник: space.com.ua