Он также отметил, что АМКУ оштрафовал в целом на 230 млн грн. 3 топливные компании, которые занимаются реализацией топлива в ГМА “Борисполь”, за необоснованное завышение его стоимости. В частности, СП “Кребо” оштрафовано на 100 млн грн., “Укртатнафта” — на 110 млн грн., ООО “ЛУК-Авиа Ойл” — на 20 млн грн.
В ходе расследования комитет выявил, что на протяжении августа—декабря 2008 г., когда цены на авиатопливо в мире снизились на 45—50%, в ГМА “Борисполь” они снизились не более, чем на 26%.
При этом комитет установил, что указанные компании занимали монопольное положение на рынке реализации топлива в аэропорту, что позволяло им применять соответствующее ценовое поведение.
Так, “Укртатнафта” снизила цены на керосин на общегосударственном рынке за сентябрь—декабрь 2008 г. на 36%, а в ГМА “Борисполь” — лишь на 22%. В свою очередь, “грязная маржа” СП “Кребо” при реализации авиатоплива в тот же период составила более 1700 грн./т, достигнув в ноябре 2008 г. почти 2500 грн./т. Хотя в 1 половине 2008 г. “грязная маржа” не превышала 685 грн./т. Сходную ценовую динамику комитет подметил и за ООО “Лук-Авиа Ойл”.
Учитывая, что годовые объемы реализации топлива в ГМА “Борисполь” составляют около 200 тыс. т, указанные компании получили многомиллионную сверхприбыль, отметил А. Мельниченко.
В ходе заседания АМКУ присутствующие на нем представители топливных компаний высказали свои замечания к выводам комитета.
Помимо этого, АМКУ оштрафовал ГМА “Борисполь” на 10 млн грн. и СП “Кребо” на 25 млн грн. за установление завышенных цен на сервисные услуги по заправке ВС.
В частности, ГМА “Борисполь” оштрафован за нарушение конкурентного законодательства при предоставлении услуг по приему, разгрузке, перекачке авиатоплива, а также осуществлении контроля за его качеством в период 2007—2008 гг.
СП “Кребо” оштрафовано на 20 млн грн. за нарушения антимонопольного законодательства при заправке самолетов и на 5 млн грн. — за нарушения в рамках предоставления услуг по выдаче топлива с центральной станции в баки ВС.
Комитет установил, что на протяжении исследуемого периода ГМА “Борисполь” и СП “Кребо” занимали стопроцентное монопольное положение на рынке предоставления специализированных услуг на территории аэропорта, что давало возможность компаниям устанавливать экономически необоснованные цены.
Выяснилось, что в ГМА “Борисполь” стоимость услуг по заправке выше, чем в большинстве аэропортов Европы. В частности, следственная группа АМКУ, проведя сравнительный анализ стоимости услуг по заправке авиатопливом в ГМА “Борисполь” и в аэропортах др. стран, установила, что цена услуги по заправке керосином в размере 480 грн./т с НДС ($62,4) превышает соответствующие цены в аэропортах Австрии, Чехии, Франции, Италии, Испании и т.д. Кроме того, стоимость услуг аэропорта превышает соответствующие цены в др. аэропортах Украины.
Т.е., как указывают материалы дела, СП “Кребо” и ГМА “Борисполь” устанавливали завышенные цены на отмеченные услуги, опираясь на объемы затрат, необходимость которых не обусловлена экономически обоснованными показателями. По выводам АМКУ, это является следствием злоупотребления компаниями своим монопольным положением.
На заседании АМКУ было поручено ГМА “Борисполь” и СП “Кребо”, а также ООО “Кребо-Интернешнл” привести свои договорные отношения по заправке ВС в соответствие с законодательством об экономической конкуренции.
Также ГМА “Борисполь” поручено провести тендер относительно использования инфраструктуры аэропорта по заправке ВС. Как отметил А. Мельниченко, в аэропорту была создана ситуация двойных договорных отношений с СП “Кребо”.
Комментарий. “Укртатнафта” считает одним из вероятных вариантов оспорить в судебных инстанциях вынесенный АМКУ штраф за злоупотребление монопольным положением при заправке самолетов авиатопливом на территории ГМА “Борисполь”, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на начальника пресс-службы компании С. Биленького. Помимо этого, он отметил, что представители “Укртатнафты”, присутствовавшие на заседании АМКУ, не согласились с решением оштрафовать компанию.
Вопрос о дальнейших конкретных действиях компании будет решаться по мере получения материалов по этому делу.
Представители СП “Кребо” попытались объяснить ситуацию по-своему: “В означенный период компания лишилась своих клиентов-резидентов из-за выхода нового игрока. А компании-нерезиденты, как правило, сперва заправляются на месяц, а потом в течение его платят. Мы были вынуждены заложить эти риски в стоимость топлива. А потом еще сказалась и курсовая разница. Это и объясняет, почему наши цены были выше, чем у “Лук-Авиа Ойл” и у “Укртатнафты”, — резюмировал глава правления компании П. Столяр. Впрочем, из всех ответчиков лишь он признал за компанией нарушение конкурентного законодательства, рассчитывая на сокращение штрафа. Но оглашенный затем размер денежных санкций, превышающий ожидаемый П. Столяром во много раз, заставил его изменить мнение: “Мы будем оспаривать это решение. Это просто провокация, заказанная конкурентами”, заявил он после заседания.
Впрочем, по мнению экспертов, глобально повлиять на ситуацию с завышенными ценами на авиатопливо в Украине может лишь сертификация нашей страной топлива Jet A-1.
Примечание. Одним из заявителей и инициаторов разбирательства стала “ТНК-Авиа”, которая не один год пытается закрепиться на топливном рынке ГМА “Борисполь”.