Надо отметить, что российский рынок деловой авиации до сих пор сохраняет огромный потенциал роста, к тому же реальным инструментом бизнеса в России и странах СНГ стала именно деловая авиация. Похоже, прошли те времена, когда первым русским бизнесменам приходилось летать на Як-40. Восточноевропейские рынки оживают, и их экономический потенциал сулит много нового и интересного.
Между тем согласно последним исследованиям спроса на чартеры показывает, что рост такого спроса в московских аэропортах запределен. Впрочем, есть одно "но" - большинство рейсов обслуживаются западными операторами, то есть у восточных игроков рынка есть колоссальные возможности для дальнейшего развития. Правда, с другой стороны, российский парк судов деловой авиации незначителен по сравнению с ведущими иностранными игроками, а, следовательно, перед производителями джетов и компаниями, предлагающими соответствующие услуги, открывается широчайшее поле для деятельности.
Для того чтобы и далее развивать бизнес-авиацию в Европе, 20-22 сентября в России пройдет первая российская Международная выставка деловой авиации JET EXPO 2006. Кстати, этот форум бизнес-авиации будет являться единственным в Восточной Европе. Судя по всему, в работе этого в своем роде уникального форума примут участие около 100 предприятий России, Европы и Северной Америки. Будут представлены такие всемирно известные фирмы, как: Bombardier Aerospace, Cessna Aircraft Company, Eurocopter, Gulfstream Aerospace Corporation, и другие. В экспозиции выставки будут представлены стенды производителей авиационной техники, авиакомпаний, предприятий, производящих оборудование для бизнес-авиации, обеспечивающих техническое, информационное и правовое обслуживание. Кстати, организация подобного рода выставки свидетельствует о растущей открытости российского рынка в целом и рынка деловой авиации в частности. Кроме того, нет сомнений, что JET EXPO станет площадкой, которая повысит престиж России на международном уровне, привлечет внимание как специалистов, так и владельцев частных реактивных судов.
По мнению аналитиков, сейчас в России растет число самолетов, находящихся в собственности компаний. И уже на 2006 год размещены заказы еще на 60-70 бортов. Оценить точное количество джетов в частном владении россиян, по понятным причинам, одной из которых является зарубежная регистрация, не представляется возможным, хотя, по некоторым оценкам, их число давно перевалило за сотню. Эксперты JET, анализируя уровень развития бизнес-авиации в России, пришли к выводу, что и сами джеты, и услуги по деловым перевозкам сегодня востребованы как никогда. К примеру, в апреле лидер рынка европейской бизнес-авиации, компания NetJets Europe объявила о рекордных темпах роста в России. За четыре года число полетов, совершенных джетами компании в Россию и из России по частным и корпоративным заказам, увеличилось в четыре раза, с 435 рейсов в 2003 году до более чем 1800 рейсов в 2005-м.
Вместе с тем участники рынка отмечают, что в настоящее время в нашей стране наибольшее развитие получили чартерный и корпоративный принципы использования джетов. Менее востребована схема долевого владения, когда компания или частный клиент выкупают определенное количество летного времени.
Судя по всему, производители бизнес-джетов, эксплуатанты, брокеры, хэндлеры, представители бизнес-терминалов, дизайнеры бортовых интерьеров и другие участники рынка с интересом восприняли идею проведения в этом году Международной выставки деловой авиации в России.
Людмила Морозова
http://www.rg.ru/2006/09/05/avia.html