Изначально индийские военные планировали сформировать систему патрулирования морских границ на основе самолетов дальнего радиуса действия, которые еще только проектируются мировыми производителями и будут готовы не ранее 2012—2013 гг., дополнив ее двумя-тремя уже существующими аэропланами среднего класса MRMRA (Medium-Range Maritime Reconnaissance Aircraft). Однако прошлогодний теракт в Мумбае и последовавший за ним анализ слабых мест системы безопасности страны заставил индийских военных скорректировать прежние планы.
В январе этого года ВМС Индии подписали соглашение с компанией Boeing, которое предусматривает поставку восьми самолетов боевой патрульной авиации P-8I дальнего радиуса действия. А в прошлом месяце американские компании Gulfstream Aerospace и Lockheed Martin Corporation, канадская Bombardie, испанская EADS-CASA, украинский АНТК им. Антонова и некоторые другие производители получили запрос о поставках шести самолетов класса MRMRA для ВМС Индии. По данным Janes Defence Weekly, теперь именно подобным машинам отводится важнейшая роль в новой системе патрулирования морских границ Индии. По информации из официальных источников страны-заказчика, соглашение с победителем тендера будет включать опцион на поставку еще шести самолетов класса MRMRA. Индийская береговая охрана также будет укомплектована самолетами среднего радиуса действия и проведет для их закупки самостоятельный тендер.
Cамолеты MRMRA необходимы ВМС Индии для замены британских BN-2А Islander производства Britten-Norman, купленных в 1976 г. Ранее Индия передала два из десяти Islander Мьянме. И теперь планирует не только обновить весь парк, но и увеличить количество патрульных машин среднего класса как минимум до 18. Таким образом, украинские авиастроители получили возможность обеспечить себя заказами за счет продвижения на азиатский рынок Ан-74, которые удовлетворяют летным параметрам, установленным ВМС Индии: способность вести автономное патрулирование около четырех-пяти часов на дальности более 500 морских миль (920 км) от берега со скоростью более 200 узлов (368 км/ч). Самолеты для ВМС должны быть снабжены системой раннего оповещения и управления, а для береговой охраны это условие не обязательно. Но основная задача тех и других — эффективная борьба с подводными лодками и надводными кораблями, что предусматривает возможность установки ракетных и торпедных установок.
Как сообщил заместитель генерального конструктора начальник отделения маркетинга и продаж АНТК Александр Кива, антоновцы будут принимать участие в тендере совместно с харьковским госавиапредприятием и ОАО “Мотор-Сич”. Украинские авиапроизводители намерены предложить индусам Ан-74, специально модернизированный для охраны морских границ. Правда, ранее Ан-74 никогда не выполнял подобную функцию. Однако грузовой самолет украинского производства часто использовался для ледовой разведки и поиска рыбных косяков и при необходимости легко оснащается необходимым оборудованием.
Предполагается, что конкурентами Ан-74 в индийском тендере выступят многоцелевой транспортный самолет С-295 корпорации EADS-CASA (недавно такие для морской разведки купили ВМС Чили), франко-итальянский консорциум ATR со своим ATR-72MP, Gulfstream 450 (Gulfstream Aerospace) и Bombardie C4ISR (Bombardie). Ожидается, что тендер будет объявлен уже в этом году. На закупку первых шести самолетов среднего радиуса действия Индия готова потратить $300—330 млн.