Первый опыт эксплуатации нового регионального самолета Ан-148 показал, что самолет, похоже, приживется на украинских авиалиниях.
Представители «Аэросвита» достаточно осторожно комментировали перспективы использования машины, во время показательного рейса Киев-Харьков 2 июня 2009 г., и складывалось впечатление, что вслед за этим появиться целая серия претензий к машине. Но, судя по отзывам представителей «Аэросвита» проблемы нового лайнера не критичны.
Действительно, «первый блин», на рейсе Киев-Харьков, «был комом». После посадки пассажиров в самолет в
аэропорту «Борисполь», прошло около 30 минут до момента запуска двигателей. Техники «скромно» объяснили это отсутствием неких документов на борту, без которых машина не могла уйти в рейс. Что за документы, и почему их не смогли подготовить заранее, не объяснялось.
Впрочем, для первого коммерческого рейса подобная заминка вещь вполне нормальная. Тем более что она была не одна - во время полета отказывала система аудиооповещения пассажиров, были заминки с туалетом, после рейса представители авиакомпании высказывали замечания по поводу сложностей с погрузкой/выгрузкой багажа. Сразу оговоримся, - это мнение высказывается исключительно на основании собственных наблюдений техников, без привязки к другим факторам - летно-техническим характеристикам и т.п.
Генеральный директор «Аэросвита» Костадин Ботев также сделал свой вклад в набор негатива. По его словам, авиакомпания вместе с наземными службами сейчас вынуждена работать над подгонкой под новый самолет всей перронной техники. От трапов до систем обслуживания туалетов. Это требует времени, поэтому в ходе выполнения первого рейса наблюдались заминки.
Достаточно взять такой момент как использование трапов. В «Борисполе», они в большинстве своем «заточены» под среднемагистральные Boeing737 и Airbus320, соответственно, для Ан-148 необходимо менять систему - у самолета в носовой части имеется собственный трап, встроенный в дверь, а вот для выхода пассажиров из кормовой части самолета необходим трап, который должен специально подгоняться под данный тип воздушного судна.
Отдельная проблема - подготовка летного и наземного персонала. Сейчас, Ан-148 обслуживают специалисты АНТК им. Антонова. Сотрудники «Аэросвита», пока, только стажируются. Оказывается, за последние полгода после принятия решения о сотрудничестве, пройти подготовку они не смогли, что вызывает вопросы о серьезности намерений сторон. Два экипажа под новый самолет планируется подготовить только к концу текущего года.
Хотя, есть и положительные моменты. Несколько лет доводки машины не прошли даром, и сейчас меньше вопросов вызывает салон самолета. Первая его презентация состоялась еще в 2006 г. и, судя по впечатлениям от первых коммерческих рейсов, он не сильно изменился. Представленный первый Ан-148 является типовым для поставки авиакомпаниям - сечение фюзеляжа позволяет разместить в одном ряду до 5 кресел по схеме 2 плюс 3. Салон разделен на два класса: 8 мест в бизнес-классе и 60 мест в экономе. При компоновке исключительно под эконом-класс, самолет рассчитан на перевозку от 75 до 85 пассажиров, в зависимости от шага кресел.
В отличие от ранее представлявшейся на авиасалоне «Авиасвит» машины (бортовой №01-02), на Ан-148 «Аэросвита» отсутствует система развлечений на борту. Хотя, разработчики ранее специально акцентировали внимание - самолет станет суперкофмортным региональным лайнером, на котором будут доступны самые современные системы развлечений. Как объясняют представители АНТК им. Антонова, данная система была разработана Одесским НИИ телевизионной техники и представляла собой специальные мониторы, которые можно было монтировать как в спинки сидений, так и в панели над сиденьями, которые выдвигаются по желанию пассажиров.
Однако, судя по неофиальной информации источников tbu.com.ua, «Аэросвит» просто не пожелал платить порядка $200 тыс. за такую систему на своей машине. В то же время, другая составляющая комфорта на борту, так называемый шаг кресел, т.е. расстояние между креслами, остался неизменным и позволяет достаточно комфортно разместиться человеку средней комплекции.
Общие выводы после первой недели эксплуатации у специалистов, пока что, можно охарактеризовать как «осторожно оптимистические». Детские болезни самолета пока еще полностью не искоренены, но они не столь принципиальные, чтобы ставить крест на самолете. Косвенным подтверждением этого является поведение «Аэросвита» - первоначально руководство авиакомпании достаточно осторожно комментировало географию полетов Ан-148 - пока только Киев-Харьков, после Ле Бурже (16 июня), может быть, подумаем о рейсах в Симферополь, Одессу и Львов. Маршрут Киев-Харьков объяснялся возможностью быстрого устранения вероятных неисправностей - в Киеве и Харькове находятся крупнейшие отечественные авиазаводы. Однако, уже после первых же рейсов в Харьков руководство «Аэросвита» начало использовать машину и на других, собственных, маршрутах. Другими словами, появились первые практические свидетельства перспективности лайнера для регионального рынка.