21 мая произошло событие, которое прошло незамеченным СМИ и рядовыми гражданами, но которая может изменить жизнь и судьбу нескольких тысяч граждан Украины. Именно 21 мая Верховная Рада Украины приняла Проект Закона № 2311 о внесении изменений в Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (относительно самолетостроительной промышленности). Содержание Проекта достаточно лаконично:
Статью 9 данного Закона Украины «О лицензировании.» дополнить пунктом 78:
« производство, ремонт и торговля авиационной техникой и авиационным оборудованием, в том числе авиационными двигателями, деталями и комплектующими к ним».
Таким образом, деятельность, которая связана с производством, ремонтом и торговлей любой авиационной техникой, от пассажирского лайнера до параплана, должна лицензироваться государственными чиновниками. Можно уверенно говорить, что дальнейшее существование в нашей стране спортивной и любительской авиации, а также части авиационной промышленности, которая занимается проектированием и производством в сфере легкой авиации подвергается большому сомнению. Почему?
Спортивная авиация - это прежде всего технические виды спорта, где летательные аппараты для достижения высоких мировых показателей производятся почти в единых экземплярах, с учетом индивидуального почерка пилота-спортсмена. Эта техника все время совершенствуется, во время соревнований ремонт и техническое обслуживание производит сам спортсмен. Только такой подход к производству и эксплуатации спортивной авиатехники позволил стать Чемпионами мира Валентине Топоровой (планерный спорт), Олегу Бондарчуку (дельтапланерний спорт), стать призерами чемпионатов Европы и Мира Юрию Яковлеву и Игорю Пугачу (сверхлегкие самолеты). Если изменения к Закону «О лицензировании» начнут действовать, наши наилучшие спортсмены очутятся за рамками закона, более того - формально они станут правонарушителями, потому что невозможно каждому авиационному спортсмену иметь лицензию на ремонт собственного летательного аппарата.
Любительская авиация - это та прослойка технически одаренных людей, которые из легкодоступных материалов и с минимальными расходами ресурсов способны построить самолет, вертолет, дельтаплан и тому подобное. Среди них много чудаков, но не меньше и гениев. Не будем забывать, что из таких энтузиастов вырастают Антоновы и Королевы, поднимая престиж страны на высокий уровень. Во всех цивилизованных странах проектирование и производство летательных аппаратов для личного использования доступно любому гражданину и не требует лицензирования со стороны государства. Если изменения к Закону «О лицензировании» начнут действовать, досадный инцидент, который имел место в Ахтырке в начале этого года (арест двух недостроенных самолетов и возбуждение уголовного дела против прежних военных летчиков за любительское самолетостроение), станет правилом и талантливые люди будут вынуждены или уезжать из Украины, или топить свое горе в лицензированной государством водке.
В Украине имеет место производство легкой и сверхлегкой авиации в секторе негосударственной экономики. Идет речь о более чем двух десятках предприятий, которые изготавливают конкурентоспособную на международном рынке продукцию: легкие и сверхлегкие самолеты, вертолеты, планеры, мотодельтапланы, дельтапланы и парапланы.
На сегодня в Украине успешно работают фирмы, которые уже стали известными брендами в своей отрасли, такие как: «Аэрос» (г. Киев), «Аэропракт» (г. Киев), «Flight design» (г. Херсон), и являются мировыми лидерами и законодателями современных тенденций развития легкой авиации. На сегодня суммарный объем производства лишь этих трех предприятий составляет свыше 200 высокотехнологических изделий в месяц:- самолетов - 15 - 20 шт.;
- дельтапланов и мотодельтапланов - 20 - 25 шт.;
- парапланов - 150 - 200 шт.
Почти 100% продукции этих украинских фирм экспортируется в более чем 50 стран мира, включая государства с развитой авиационной промышленностью. В условиях жесткой конкурентной борьбы и переменчивого рынка украинские предприятия доказали свою конструкторскую и производственную состоятельность. Продукция украинских фирм имеет сертификаты летной годности авиационных администраций Германии, Франции, Великобритании, США. Если изменения к Закону «О лицензировании» начнут действовать:
во-первых, будут парализованы экспортные поставки украинской продукции на несколько месяцев, во-вторых, будет подорвана конкурентная способность нашей авиационной техники за счет увеличения цены, в-третьих, отечественный производитель почти потеряет мизерный украинский рынок, потому что летательный аппарат для личного использования проще и дешевле будет покупать в соседних странах.
В конце можно вспомнить, что наше авиационное законодательство уже имеет отработанную систему сертификации авиационной техники. Плохая она или хорошоя - это тема отдельная, но зачем дублировать функции во время экономических и политических неурядиц?
Скорее всего, авторы Проекта Закона имели в виду традиционное самолетостроение, ремонт и торговлю техникой коммерческого назначения, которое используется для пассажирских и грузовых перевозок, где вопросы качества и контроля всегда подлежат более суровой регламентации в любой стране. Но руководствуясь благими мотивами, наши уважаемые депутаты пропустили необходимость в данном случае выделить типы легких летательных аппаратов, которые предназначены для индивидуального использования, производство, ремонт и торговля которыми не нуждается в лицензии ни в одной стране мира. Вопрос контроля качества подобной продукции авиационные администрации большинства стран мира решают путем выдвигания требований к готовой продукции, определяя порядок сертификации того или другого типа летательного аппарата, а соответственно, эти требования автоматически распространяются на их производство, ремонт, и системы контроля качества.Не нужно делать сложных вычислений, чтобы понять, что принятие данных изменений к Закону практически уничтожит любительское авиастроение в Украине, которое славится почти 100-летней историей. Даже в этом году, когда кризис повлиял почти на все прослойки населения, авиационный взлет легкомоторной авиации в Житомире, на родине легендарного конструктора С.П. Королева, который начинал свой путь в авиацию из любительского конструирования сверхлегких планеров, собрал на несколько дней почти полсотни самолетов, вертолетов, мотодельтапланов. Может такое случиться, что в последний раз. Может существенно пострадать экспортный потенциал Украины в области легкой авиации, под угрозой почти 2000 рабочих мест квалифицированных авиационных специалистов. В период мирового экономического кризиса такого нельзя допустить, ведь это сектор украинской экономики, где наше государство выступает не источником сырья, а признанным поставщиком интеллектуально емкой продукции. Авиационные виды спорта также испытают значительные потери, потому что значительные средства от вышеупомянутого негосударственного самолетостроения направляются на развитие спортивной авиации, которая до сих пор не имеет государственной поддержки. О том, какие проблемы при обслуживании и ремонте спортивной авиационной техники могут возникнуть, уже разговор шел.
А еще обратим внимание на заключительные положения Проекта Закона:
"1. Данный Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок со дня вступления в силу данным Законом:
привести свои нормативно правовые акты в соответствие с данным Законом; обеспечить приведение министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти их нормативно правовых актов в соответствие с данным Законом"
Что делать всем авиационным предприятиям независимо от форм собственности в вышеупомянутый «двухмесячный срок», когда блокируется абсолютно вся реализация «авиационной техники и авиационного оборудования, в том числе авиационных двигателей, деталей и комплектующих, к ним»? Вопрос риторический, но очень интересно услышать ответ авторов этого дополнения к Закону.
В среду или в четверг в УНИАН будет организована пресс-конференция для СМИ, посвященная данной теме.
От "Крыльев".
Мы уже освещали эту тему. Президент Украины отклонил этот закон, так что теперь - мяч на стороне Верховной Рады. Надеемся, здравомыслие восторжествует.