Как стало известно, на данный момент в Иране эксплуатируется 4 американских самолета McDonnell Douglas (MD-83) украинского перевозчика. В ближайшие месяц-два к ним добавятся ещё три MD-83 и пять аэробусов А300-600, которые "Буковина" сейчас специально оформляет на себя, пишет "Дело".
"Мы передали свой флот авиакомпаниям, которые летают в Иране во многих городах страны", — признал источник в "Буковине". По его словам, услугами лайнеров "Буковины" пользуются авиакомпании Сhabahar airlines, Kish air, Fars Air, Eram air и Caspian airlines.
Напомним, из-за экономического эмбарго, наложенного со стороны США и европейских государств, Иран не имеет права покупать самолёты, если они состоят более чем на 10% из комплектующих европейского или американского производства. В связи с этим иранские авиакомпании используют устаревшие модели, преимущественно советского производства. За последние недели с такими лайнерами произошло две крупные катастрофы. 15 июля самолёт ТУ-154 крупнейшей иранской авиакомпании Caspian airlines, летевший из Тегерана в Ереван, разбился в 200 км от Тегерана. Тогда погибли 168 человек. А 24 июля в аэропорту города Мешхед Ил при посадке выехал за пределы полосы и загорелся. В результате — 17 жертв.
"Буковина" берёт самолёты в сухой лизинг, после чего передаёт их в мокрый лизинг иранским перевозчикам", — так коротко описал схему сотрудничества представитель украинской авиакомпании.
В "Буковине" также сообщили, что под "иранский" проект они намерены значительно расширять свой авиапарк. В частности, компания завершает переговоры по взятию на условиях лизинга 5 самолетов марки А300-600.
Как стало известно, эти самолеты были переоборудованы из грузовых в пассажирские. Первые из них уже прибыли в "Борисполь" еще весной, где несколько месяцев ожидали переправки в Иран. Ранее эти борты принадлежали крупнейшему европейскому перевозчику — компании Lufthansa. Эту информацию подтверждает электронный регистр производителя лайнеров — компании Airbus.
"Такая форма сотрудничества выгодна обеим сторонам: "Буковина" получает деньги за эксплуатацию собственных судов, а иранские авиакомпании получают право использовать более новые суда", — считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
Представители малоизвестной авиакомпании "Буковина" отказываются рассказывать о том, за какие средства осуществляются закупки лайнеров. Но, как удалось выяснить, финансирование предприятию предоставляет ливанский бизнесмен Родриг Мерхеж и его партнеры.
Мерхеж контролирует авиакомпанию UM Air — "Украинско-средиземноморские авиалинии", которая из-за запретов на полеты по многим направлениям фактически ушла с рынка. Ее собственник решил ликвидировать проблемную компанию, а на основании ее активов развивать нового авиаперевозчика, которым и стала "Буковина". В результате вся операционная деятельность некогда крупной украинской авиакомпании сосредоточилась на базе малоизвестной авиакомпании, зарегистрированной в Черновцах.
По некоторым данным, брат Мерхежа — Шазы — является главным акционером компании NMT-group в Ливане. Именно под ее контролем находятся обе упомянутые украинские авиакомпании (UM Air и "Буковина").
Вместе с тем в Госавиаадминистрации уверяют: ничего противозаконного в сотрудничестве авиакомпаний, зарегистрированных в Украине, с иностранными предприятиями нет. "Компании заключают двусторонний договор, согласно которому одна эксплуатирует суда другой на правах аренды", — пояснила начальник отдела двусторонних отношений Госавиаадминистрации Елена Зорько.
Мокрый лизинг — соглашение, согласно которому лизингодатель финансирует обязательное техническое обслуживание судна, его ремонт, страхование, уплату налогов на собственность и другие операции. Помимо этого, лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке персонала, маркетингу и рекламе продукции, поставке сырья, топлива.
Сухой лизинг — соглашение, при котором лизингодатель финансирует исключительно транспортное средство, а арендатор обязан сам обеспечить и оплатить стоимость найма экипажа, топлива и т.д.