17.08.09 
Активная экспансия авиакомпаний на Восток набирает обороты. Новые направления перевозчиков не столько генерируют прибыль сами по себе, сколько формируют дополнительный поток транзитных пассажиров. Восточный транзит позволяет частично компенсировать потери, которые компании несут в конкурентной борьбе на маршрутах в страны Западной Европы.

Исчерпав возможности развития маршрутной сети в западном направлении, украинские авиакомпании обратили свои взоры на восток. Практически все новые рейсы, которые предлагают сегодня воздушные операторы, свидетельствуют о планомерном расширении карты полетов в направлении Ближнего Востока и Средней Азии. Особый интерес у авиаторов вызывают страны бывших союзных республик, а также ключевые аэропортовые хабы азиатского региона. Так, с сегодняшнего дня новый регулярный рейс по маршруту Киев — Гянджа (Азербайджан) осуществляет авиакомпания «Донбассаэро».

Азербайджан вызывает у донецкой компании повышенный интерес: это уже третий маршрут, соединивший города этой страны с украинскими (самолеты «Донбассаэро» летают также по маршрутам Донецк — Баку и Одесса — Баку).

Активно осваивать восток взялись и в «Международных авиалиниях Украины» (МАУ). Компания создавалась большей частью для подвозки украинских пассажиров к европейским хабам, а потому традиционно расширяла свою маршрутную сеть в направлении Европы. Но уже очевидно, что МАУ несколько переориентировала свою стратегию. С 25 сентября она открывает прямой рейс в Абу-Даби, столицу ОАЭ. Этот рейс интересен не столько сам по себе, сколько в контексте заключенного МАУ партнерского соглашения с национальным перевозчиком ОАЭ, компанией Etihad Airways.

Код-шер позволит МАУ добавить в свое расписание целый ряд азиатских стран: Сидней, Малайзию (Куала-Лумпур), Бахрейн, Кувейт и Оман (Мускат). «Сейчас существует очевидный дисбаланс между количеством направлений из Украины в Европу и рейсами на Восток. В МАУ мы особенно это ощущаем, так как для нас всегда были приоритетны западные маршруты. Восточное направление нам интересно, и мы будем его развивать»,— комментирует пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

Не падает интерес компаний и к курортной столице ОАЭ Дубаю. Несмотря на плотную конкуренцию на этом маршруте, перевозчики в новом сезоне увеличат частотность рейсов Киев — Дубай (МАУ — до четырех, а «АэроСвит» — до пяти раз в неделю). Интересно, что, как утверждают источники, само по себе направление на Дубай для авиакомпаний убыточно.

Сильное желание прочно закрепиться на этом маршруте объясняется огромными транзитными возможностями аэропорта в Дубае, крупнейшего регионального хаба (признан шестым в мире по объему перевозок). Он связан стыковками с более чем 200 пунктами назначения. Таким образом, рейс украинских компаний выполняет функцию подвозки азиатских пассажиров к другим транзитным пунктам МАУ и «АэроСвита» (в частности, в Борисполь). При таком раскладе более устойчивой в конкурентной борьбе на маршруте окажется та компания, которая сможет предложить прилетевшему пассажиру больше стыковочных рейсов с конечным пунктом в европейских странах.

Очевидно, уникальными транзитными возможностями привлекает перевозчиков и аэропорт г. Тбилиси (Грузия), который обеспечивает удобные стыковки практически со всеми аэропортами стран восточной части СНГ. Сегодня Тбилиси не обделен вниманием ни одной крупной украинской компании. «Донбассаэро» и «Днеправиа» совершают регулярные рейсы в грузинскую столицу из своих базовых аэропортов (в Донецке и Днепропетровске). На маршрут же Киев — Тбилиси продают билеты сразу три авиакомпании: «АэроСвит», МАУ и Windrose (на условиях интерлайнового соглашения). В новом сезоне количество частот на этом маршруте снова увеличится и достигнет 14 в неделю. «Эти рейсы очень хорошо заполняются — коэффициент пассажирской загрузки достигает 78%. Мы отмечаем достаточно активный поток пассажиров как point-to-point (прямой.— Авт.), так и значительные транзитные потоки через Киев»,— говорит госпожа Сацкая.

Популярным пунктом назначения для транзитных пассажиров из Европы остается Бангкок (Таиланд). В новом сезоне «АэроСвит» увеличивает количество частот на этом направлении до пяти. «Этот маршрут имеет сезонный характер»,— признают в компании. Впрочем, маршрут Киев — Бангкок позволяет загрузить многие западные рейсы «АэроСвита», часть из которых без стыковки на Бангкок стала бы убыточной. Так, на рейсах Кишинев — Киев, Минск — Киев, Стокгольм — Киев до 80% пассажиров зачастую летят транзитом, конечным же пунктом выступают Бангкок, Дели, Пекин.

Джерело Экономические Известия   Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК