Исчерпав возможности развития маршрутной сети в западном направлении, украинские авиакомпании обратили свои взоры на восток. Практически все новые рейсы, которые предлагают сегодня воздушные операторы, свидетельствуют о планомерном расширении карты полетов в направлении Ближнего Востока и Средней Азии. Особый интерес у авиаторов вызывают страны бывших союзных республик, а также ключевые аэропортовые хабы азиатского региона. Так, с сегодняшнего дня новый регулярный рейс по маршруту Киев — Гянджа (Азербайджан) осуществляет авиакомпания «Донбассаэро».
Азербайджан вызывает у донецкой компании повышенный интерес: это уже третий маршрут, соединивший города этой страны с украинскими (самолеты «Донбассаэро» летают также по маршрутам Донецк — Баку и Одесса — Баку).
Активно осваивать восток взялись и в «Международных авиалиниях Украины» (МАУ). Компания создавалась большей частью для подвозки украинских пассажиров к европейским хабам, а потому традиционно расширяла свою маршрутную сеть в направлении Европы. Но уже очевидно, что МАУ несколько переориентировала свою стратегию. С 25 сентября она открывает прямой рейс в Абу-Даби, столицу ОАЭ. Этот рейс интересен не столько сам по себе, сколько в контексте заключенного МАУ партнерского соглашения с национальным перевозчиком ОАЭ, компанией Etihad Airways.
Код-шер позволит МАУ добавить в свое расписание целый ряд азиатских стран: Сидней, Малайзию (Куала-Лумпур), Бахрейн, Кувейт и Оман (Мускат). «Сейчас существует очевидный дисбаланс между количеством направлений из Украины в Европу и рейсами на Восток. В МАУ мы особенно это ощущаем, так как для нас всегда были приоритетны западные маршруты. Восточное направление нам интересно, и мы будем его развивать»,— комментирует пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Не падает интерес компаний и к курортной столице ОАЭ Дубаю. Несмотря на плотную конкуренцию на этом маршруте, перевозчики в новом сезоне увеличат частотность рейсов Киев — Дубай (МАУ — до четырех, а «АэроСвит» — до пяти раз в неделю). Интересно, что, как утверждают источники, само по себе направление на Дубай для авиакомпаний убыточно.
Сильное желание прочно закрепиться на этом маршруте объясняется огромными транзитными возможностями аэропорта в Дубае, крупнейшего регионального хаба (признан шестым в мире по объему перевозок). Он связан стыковками с более чем 200 пунктами назначения. Таким образом, рейс украинских компаний выполняет функцию подвозки азиатских пассажиров к другим транзитным пунктам МАУ и «АэроСвита» (в частности, в Борисполь). При таком раскладе более устойчивой в конкурентной борьбе на маршруте окажется та компания, которая сможет предложить прилетевшему пассажиру больше стыковочных рейсов с конечным пунктом в европейских странах.
Очевидно, уникальными транзитными возможностями привлекает перевозчиков и аэропорт г. Тбилиси (Грузия), который обеспечивает удобные стыковки практически со всеми аэропортами стран восточной части СНГ. Сегодня Тбилиси не обделен вниманием ни одной крупной украинской компании. «Донбассаэро» и «Днеправиа» совершают регулярные рейсы в грузинскую столицу из своих базовых аэропортов (в Донецке и Днепропетровске). На маршрут же Киев — Тбилиси продают билеты сразу три авиакомпании: «АэроСвит», МАУ и Windrose (на условиях интерлайнового соглашения). В новом сезоне количество частот на этом маршруте снова увеличится и достигнет 14 в неделю. «Эти рейсы очень хорошо заполняются — коэффициент пассажирской загрузки достигает 78%. Мы отмечаем достаточно активный поток пассажиров как point-to-point (прямой.— Авт.), так и значительные транзитные потоки через Киев»,— говорит госпожа Сацкая.
Популярным пунктом назначения для транзитных пассажиров из Европы остается Бангкок (Таиланд). В новом сезоне «АэроСвит» увеличивает количество частот на этом направлении до пяти. «Этот маршрут имеет сезонный характер»,— признают в компании. Впрочем, маршрут Киев — Бангкок позволяет загрузить многие западные рейсы «АэроСвита», часть из которых без стыковки на Бангкок стала бы убыточной. Так, на рейсах Кишинев — Киев, Минск — Киев, Стокгольм — Киев до 80% пассажиров зачастую летят транзитом, конечным же пунктом выступают Бангкок, Дели, Пекин.