Отечественные авиаперевозчики уже назвали 2009 год худшим за последние девять лет. Они предполагают, что устойчивый рост рынка возобновится не раньше середины следующего года, а выхода из кризиса не стоит ожидать раньше 2014 года. Кто до этого времени сможет удержаться в украинском небе?
Летевшие нынешним летом до Симферополя рейсами "АэроСвита" пассажиры были неприятно удивлены: при стоимости билета более 1,2 тыс. грн. их даже не накормили стандартным обедом, хотя многие на него рассчитывали. Вместе с тем другим пассажирам этой же авиакомпании посчастливилось, например, купить аукционные билеты в "сумасшедшую пятницу" и слетать в Стокгольм, Афины или Москву, заплатив всего $99 в оба конца. При этом и непредоставление питания, и вторая акция являются лишь антикризисными мероприятиями, активно внедряемыми компанией. "Что поделаешь, приходится экономить на всем", - пожимают плечами в "АэроСвите". Упразднение обедов на внутренних рейсах эконом-класса - это всего лишь одна из многочисленных мер, направленных на сокращение издержек, реализуемых авиакомпанией. А продажа дешевых билетов - борьба за новых пассажиров. Но смогут ли эти шаги удержать падение спроса на авиаперелеты в Украине?
Что имеем
В первом полугодии ситуация в авиационной отрасли развивалась по пессимистическому сценарию. В целом по отрасли зафиксировано уменьшение всех основных показателей. По данным управления финансово-экономической регуляции Госавиаинспекции, объемы пассажирских перевозок сократились на 18,4%, грузов и почты - на 25,6%. По информации самих авиакомпаний, пассажиропоток на регулярных основных маршрутах сократился на 20-25% в зависимости от направления. Так, в азиатском направлении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обвал достиг 50%, отметил исполнительный директор компании "Роза Ветров" Сергей Яновой. Существенный спад произошел из-за сокращения количества чартерных рейсов, пассажиров на которые поставляли туристические компании. "Вследствие затишья на рынке туристических услуг компании недосчитались значительной доли пассажиров именно из этого сегмента перевозок", - объяснил ситуацию директор по связям с общественностью авиакомпании "АэроСвит" Владимир Гайдаш.
Сложившаяся ситуация отразилась и на финансовых показателях украинских авиакомпаний. Совокупный операционный убыток крупнейших операторов рынка "АэроСвита" и "Международных авиалиний Украины" по итогам четырех месяцев этого года превысил $6 млн, сообщили в Минтрансе. В частности, по данным МАУ, компания в целом за первое полугодие нынешнего года получила чистый убыток в размере 18,77 млн грн по сравнению с чистой прибылью в 2,73 млн грн за аналогичный период 2008 года. В то же время такие авиакомпании, как "Днеправиа", "Визз Эйр Украина" и "Роза Ветров", несмотря на сложные условия, смогли несколько расширить свое присутствие на рынке и нарастить объемы перевозок.
Нельзя не отметить, что сегодня уже наблюдается некоторое улучшение ситуации на рынке. Отчасти это объясняется сезонным всплеском. "Начиная с мая объемы наших перевозок превышают аналогичные показатели прошлого года, но отставание, накопленное за первые четыре месяца года, нам пока преодолеть не удалось", - заметил президент авиакомпании МАУ Юрий Мирошников.
Стабилизировать падение пассажиропотока и даже несколько его нарастить смог и "АэроСвит". В июле коэффициент загрузки самолетов на регулярных рейсах этой компании составил 80%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост данного показателя достиг почти 16%, сообщил Владимир Гайдаш.
Что предпринимается
"Лучшее - враг хорошего", - такой ответ дал Юрий Мирошников на вопрос, насколько эффективными оказались антикризисные меры. По его словам, шаги, предпринимаемые компанией, приносят результат, но продолжается поиск еще более эффективных методов, чтобы все-таки избежать убытков. Самой популярной среди отечественных авиаторов антикризисной мерой оказалась оптимизация расписания и расходов (сюда входят и отказ от предоставления обедов - теперь они предоставляются на внутренних рейсах только пассажирам бизнес-класса, и сокращение штата).
При уменьшении пассажиропотока в качестве выхода могут быть дополнительные источники дохода, закрытие филиалов, отказ от лизинговых самолетов, а также многочисленные акции с "дармовыми" билетами, направленные на привлечение большего числа желающих полетать.
Компания МАУ, как и обещала в начале года, штат не сокращала и даже приобрела в конце июля новый "Боинг 737-800". Правда, теперь приобретение воздушных судов связано не столько с вызовами спроса, сколько с необходимостью более тщательно планировать свои расходы и оптимизировать парк. Преуспели в МАУ и в использовании дополнительных источников дохода. Для компании таковыми стали собственная база по техобслуживанию самолетов "Боинг" в аэропорту "Борисполь", а также доли в компании Swissport (наземное обслуживание в "Борисполе") и лондонском туроператоре Panorama Tours (организация въездного туризма в Украину). В "Днеправиа" заметили, что помимо перевозок доходы приносит аэропорт, благодаря которому компания получает средства за обслуживание других самолетов. Кроме того, "Днеправиа" предоставляет техобслуживание самолетов Як-42. В "АэроСвите" только начали работать над этим вопросом с акцентом на расширение ассортимента дополнительных услуг пассажирам.
В этой компании также вынуждены были пойти на непопулярные меры и уже на 20% сократили сотрудников, а остальные были переведены на короткий рабочий день. Кроме того, в компании решили закрывать представительства (и начать этот процесс с шанхайского), а также пойти по пути уменьшения количества самолетов. Сокращение парка и части маршрутов позволило "АэроСвиту" повысить эффективность своих регулярных рейсов.
Цена осталась прежней
Ожидалось, что кризис приведет к снижению цен на авиаперелеты, но этого пока не произошло. "Уверен, что стоимость авиабилетов у нас завышена. Хорошо, что рынок начал развиваться, появились бюджетные авиакомпании, демонстрирующие другой уровень цен", - говорит и. о. председателя АМКУ Александр Мельниченко. Он заявил, что после наведения порядка с ценами на авиатопливо и обслуживание в аэропорту "Борисполь" обязательно займется вопросами стоимости авиаперелетов.
С ним категорически не согласны перевозчики. Стоимость авиабилетов на ряде направлений по рынку по сравнению с прошлым годом снизилась практически вдвое, уверяет директор компании "Роза Ветров". "Диапазон цен значительно расширился, причем в сторону более низких цен, гораздо ниже тех, которые предлагались на рынке год-два назад. Безусловно, есть возможность конкурировать по цене, только не хотелось бы, чтобы эта конкуренция заходила за пределы здравого смысла и превращалась в демпинг", - отметил Юрий Мирошников. Стоимость авиаперевозок традиционно формируется в евро или долларах США, поэтому и компании, и пассажиры зависят от колебаний курса этих валют на местном рынке, уточнили в "АэроСвите".
Популярными в этом году среди украинцев стали многочисленные акции авиакомпаний. После "Визз Эйр Украина", которая предложила авиабилеты всего по 9 грн, удивил своими "сумасшедшими пятницами" и "АэроСвит". Так, в рамках акции Crazy Friday стоимость перелета по Украине составляет $29, по среднемагистральным маршрутам - $99, а дальнемагистральным - $399. Подобные акции хоть и радуют клиентов и отчасти увеличивают их количество, но все-таки негативно сказываются на доходности, уверяют в МАУ. "Высокий или низкий показатель загрузки еще не означает получение прибыли - важен показатель доходной ставки, на который, в частности, отрицательно влияют популярные ныне скидки на авиабилеты", - отметили в компании.
Не до конкуренции
Пожалуй, наиболее эффективной новацией кризисного периода оказался популярный во всем мире формат сотрудничества по договорам код-шеринга - объединение маршрутов с конкурентами. Раньше код-шеринг в Украине не был особо популярен, но когда перед компанией стоит выбор - не получить никакой прибыли или получить небольшую, разумеется, она склоняется ко второму варианту, пояснили в "АэроСвите".
В результате объединения усилий у авиакомпаний вырос коэффициент загрузки пассажирских кресел, клиенты получили более гибкое и полное расписание полетов, разлеты из "хабов" стали более доступными благодаря большему количеству стыковок. В эпоху кризиса вместо конкуренции, которая приносит убытки конкурирующим сторонам, компании гораздо чаще садятся за стол переговоров и находят взаимовыгодные решения.
В итоге сегодня на отечественном рынке конкуренции между авиакомпаниями фактически нет, поскольку все они, кроме "Визз Эйр Украина" и "Хорс", заключили подобные соглашения.
Что ждет авиаперевозчиков во втором полугодии? "Я не вижу оснований для того, чтобы верить оптимистам", - процитировали в МАУ слова генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Безиньяни. К тому же год еще не закончился и кризис - тоже... И хотя уже сейчас видны некоторые позитивные тенденции, такие как хороший коэффициент загрузки самолетов, руководство авиакомпаний не обольщается - впереди трудный зимний период.
Восстановления пассажиропотока в Украине следует ожидать не раньше чем через полтора года, считают эксперты. "Мы прогнозируем, что устойчивый рост рынка возобновится с середины следующего года. К сожалению, выход из кризиса будет гораздо более медленным, чем вход в него. Вряд ли украинский рынок выйдет на позиции 2008 года раньше, чем к 2014 году", - уверен Юрий Мирош-ников. К этому времени могут произойти существенные структурные изменения. Часть компаний будет продана, кто-то может уйти с рынка или обанкротиться.
К примеру, не так давно 88,78% акций кировоградской авиакомпании "Урга", осуществляющей чартерные рейсы, купила компания American International Consulting Corp. На очереди смена собственников в авиационной компании "Днеправиа", приватизационный конкурс по продаже 94,57% акций которой должен состояться 28 августа. Как сообщили в ФГИУ, заявок на участие в конкурсе еще нет, но о намерениях приватизировать компанию с аэропортом заявляли четыре претендента. Среди них - группа "Приват", которая уже имеет отношение к днепропетровскому аэропорту.
Предстоит продажа 42,2% акций запорожской авиакомпании "Константа" и 100% акций компании "Национальные авиалинии Украины". Фонд госимущества уже объявил конкурс по определению для них оценщиков. Интересно, что акционеры "Константы" решили до продажи компании поделить прибыль и выплатить 170 тыс. грн. дивидендов. Возможна продажа ривненской авиакомпании "Универсал-Авиа" (35,52%), а также 61,58% акций МАУ и ЗАО "АэроСвит". В случае последней, скорее всего, свою долю укрупнит кто-то из нынешних собственников. Будет передана в аренду или продана из-за резкого падения спроса на авиаперелеты авиакомпания Мариупольского металлургического комбината им. Ильича "Ильич-Авиа". Впрочем, о возможных банкротствах, как и о слияниях, отечественные авиакомпании говорить не любят и отвергают подобные идеи, ссылаясь на то, что сегодня достаточно и объединения с конкурентами по маршрутам.
А в это время недовольство не получивших привычный паек пассажиров растет. И вполне вероятно, что "пятничными" акциями уже в ближайшем будущем будут удовлетворены далеко не все. Так что открещиваться от идеи слияния во благо спасения пока преждевременно.
Средняя пассажирская загруженность на регулярных международных рейсах отечественных авиакомпаний снизилась до 61%, тогда как по итогам первого полугодия прошлого года этот показатель составлял почти 70%