- Украинские авиапроизводители выразили слова искренней благодарности в адрес Министерства обороны Украины за то, что мы смогли довести до логического завершения переговоры, и проект Ан-70 будет продолжать реализовываться, - заявил ВрИО Министра обороны Украины Валерий Иващенко.
Протокол к действующему межправительственному соглашению между Украиной и Россией о последующем сотрудничестве в создании среднего военно-транспортного самолета Ан-70, его гражданской модификации Ан-70Т и двигателя к нему подписали во время проведения авиакосмического салона “МАКС - 2009” в подмосковном Жуковском временно исполняющий обязанности Министра обороны Украины Валерий Иващенко вместе с Министром обороны Российской Федерации Анатолием Сердюковим.
По словам главы украинского оборонного ведомства, это межправительственное соглашение было заключено еще в 1994 году с целью урегулирования вопроса последующих совместных работ Украины и России, поскольку самолет начал производиться еще по государственному заказу Минобороны СССР.
- Наши страны тогда заключили это соглашение, и проект реализовывался более-менее успешно, иногда подтормаживая, до 2007 года. Именно в июле 2007 года, во время заседания подкомитета по вопросам безопасности межгосударственной украинско-российской комиссии тогдашний Министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов официально заявил о выходе России из этого проекта, то есть о выходе из соглашения, - сообщил Валерий Иващенко. - После этого началась работа, которая предусматривалась 22-ю статьей этого соглашения, а именно - выход из соглашения одной из сторон с совершением соответствующих действий, включая возмещение понесенных расходов и выплаты штрафных санкций той стороной, которая единолично вышла из соглашения.Временно исполняющий обязанности Министра обороны Украины рассказал, что когда специально созданная межведомственная рабочая группа посчитала все эти вопросы, то русская сторона поняла, что выход из соглашения не несет большую выгоду.
- Это чувствительно в финансовом измерении, - уточнил Валерий Иващенко. - По состоянию на ноября 2007 года российская сторона должна была оплатить, и она признала эту цифру, около 300 миллионов долларов. При этом, если она выходила из проекта, то в перспективе не имела никакого влияния на его реализацию и никаких выгод. Зато для завершения проекта совместно Украине и России на то время было необходимо дофинансирвоать 97 миллионов долларов США.- Причем, если мы совместно завершаем проект самолета, принимаем его на вооружение в Украине и России, то мы можем в дальнейшем продвигать гражданскую версию самолета на рынки третьих стран, - отметил Валерий Иващенко. - Поэтому с того времени по август 2009 года проводилось согласование спорных вопросов и поиск взаимоприемлемого решения. Эту работу возглавлял и проводил заместитель Министра обороны Украины Богдан Буца.
Валерий Иващенко отметил, что во время проведения авиакосмического салона “МАКС - 2009” был подписан протокол, который внес изменения к большинству статей соглашения от 1994 года. Настоящий международно-правовой документ денонсировал заявление русской стороны 2007 года о выходе из проекта.
Как он добавил, доля русского взноса в этот проект составляет около 60%. Подписав этот протокол от имени правительства России, Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков таким образом поставил точку в этой сложной ситуации, которая ставила под сомнение общую реализацию проекта.
- К слову, на сегодня есть благоприятная ситуация для продолжения работ по созданию самолета Ан-70, которая заключается в том, что европейский проект военно-транспортного самолета такого же класса, - А400м, который разрабатывается широкой европейской кооперацией, фактически провалился, как в техническом, так и в финансово-экономическом плане. Именно в этом ракурсе мы видим дополнительные перспективы для нашего общего проекта по Ан-70, - подитожил Валерий Иващенко.
По информации МО