Убытки украинских авиакомпаний по итогам года могут составить $300-400 млн. Сокращение избыточных мощностей будет ключевым фактором, который позволит стабилизировать выручку как мировым, так и украинским компаниям, уверены аналитики.
В I полугодии 2009 года убытки мировых авиакомпаний превысили $6 млрд, говорится в опубликованном на днях отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, объединяет около 230 авиакомпаний, обеспечивающих порядка 93% авиаперевозок в мире). Отчет IATA основан на финансовых показателях более 50 мировых авиакомпаний. По данным ассоциации, их совокупный убыток во II квартале составил порядка $2 млрд, в I квартале – $4 млрд. В IATA отмечают, что авиакомпании воспользовались подъемом мировых рынков в I полугодии и привлекли $3 млрд за счет размещения акций и $12 млрд за счет выпуска облигаций.
Тем не менее в отрасли уже видны сигналы, свидетельствующие об увеличении потока пассажиров и объемов грузовых перевозок. Пассажирские авиаперевозки в июле снизились на 2,9% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, тогда как в июне падение составило 7,2%, а в январе-июле – 6,8%. Объем грузовых перевозок упал на 11,3%, в июне – на 16,5%. "Спрос на авиаперевозки по итогам июля выглядит хорошо, но финрезультаты авиакомпаний не улучшаются, и тенденция беспрецедентного падения выручки и прибыли авиакомпаний остается неизменной",– приводятся в пресс-релизе IATA слова ее гендиректора Джованни Бизиньяни.
Средний коэффициент загрузки пассажирских самолетов остался на прежнем уровне – 80,3%, поскольку сокращение мощностей авиакомпаний не смогло компенсировать падение спроса, говорится в отчете. Этот уровень, по прогнозам IATA, может оказаться максимальным для текущего года, учитывая, что предстоящий сезон является традиционно слабым для сферы авиаперевозок. Загрузка грузовых воздушных судов упала до 47,6% с 49% в июне. "Сокращение избыточных мощностей будет ключевым фактором, который позволит прекратить снижение стоимости авиабилетов и стабилизировать выручку, а также объемы перевозок",– отмечают в IATA. Использование флота авиаперевозчиками в июле увеличилось до 47,6% по сравнению с зафиксированным в январе минимумом в 40%. Тем не менее неэффективное использование парка самолетов оказало негативное влияние на цены: они упали более чем на 20%.
Украинские авиакомпании по результатам года могут получить убытки в размере $300-400 млн, прогнозирует директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. Отечественные перевозчики также нуждаются в существенном обновлении и сокращении флота. Так, в этом году "Аэросвит" уже вернул лизингодателю четыре Boeing 737. "Также авиакомпания вывела из эксплуатации единственный собственный самолет Boeing 737-200, которому уже 27 лет. В свою очередь, МАУ решили заменить ряд судов на новые, более эффективные, Boeing 737-800 NG",– говорит господин Кава. Сокращение флота и количества рейсов уже позволило "Аэросвиту" увеличить среднюю загрузку своих самолетов в июне до 70,4% (+6,7 процентных пункта). Оптимизируют свой флот и российские перевозчики, но в основном за счет вывода из эксплуатации самолетов сборки времен СССР, отмечает глава "Авиапорта" Олег Пантелеев. "Например, 'Аэрофлот' уже отказался от Ту-134 и до конца года перестанет использовать ТУ-154",– отмечает эксперт. На рынке появились самолеты в возрасте 3-5 лет, тогда как до сих пор взять в лизинг столь новый самолет было крайне проблематично.
Дальнейшее развитие рынка в IATA пока не спешат прогнозировать. В последний раз прогноз убытков авиакомпаний в 2009 году ассоциация давала в начале июня, повысив его вдвое по сравнению с первым прогнозом, до $9 млрд. В ассоциации сообщали, что выручка авиаперевозчиков в этом году может сократиться на рекордные $448 млрд (15%), и в 2010 году ситуация почти не изменится.