За первые шесть месяцев текущего года отечественные авиаперевозчики осуществили 38,9 тыс. коммерческих рейсов против 47,3 тыс. в I полугодии 2008-го.
Объемы пассажирских перевозок сократились за тот же период на 18,4% — до 2,2 млн человек. 32 отечественные авиакомпании перевезли за это время 1,7 млн пассажиров на международных линиях и 0,5 млн — на внутренних рейсах. Это на 19,5% и 14% меньше прошлогодних показателей.
Падение пассажиропотока — основная причина отмены многих рейсов, особенно внутренних. Украинцы опять начали отдавать предпочтение более дешевой железной дороге, автобусам и машинам. «В Украине международные рейсы всегда были более востребованы, чем внутренние. Это вызвано потребностями пассажиров: перемещаясь в пределах Украины, они используют другие виды транспорта. Еще одна причина — низкая деловая активность внутри страны», — отмечает Александр Селин из авиакомпании «АэроСвит».
Международные рейсы продолжают открываться. АэроСвит запустил в этом году два новых направления: Киев — Астана (Казахстан) и Киев — Дюссельдорф (Германия). Windrose открыла регулярные рейсы Львов — Москва, Киев — Ташкент, Киев — Астана. Международные авиалинии Украины в конце сентября вводят маршрут Киев — Абу-Даби (ОАЭ), Визз Эйр Украина тогда же запускает рейс из Киева в немецкий город Мемминген, а в конце октября — из украинской столицы в Венецию.
Впрочем, и на международных линиях загрузка самолетов падает: если по итогам первых шести месяцев 2008-го средний показатель достигал почти 70%, то в этом году он упал до 61%. Поэтому сегодня выигрывают те авиалинии, которые могут предложить услуги с оптимальным соотношением «цена-качество».
Время летать
Конкуренция между авиалиниями в условиях падения спроса заметно обострилась. Чтобы сохранить уровень рентабельности, который даже в докризисное время не превышал у традиционных авиаперевозчиков 3–5%, авиалинии оптимизируют затраты. «Благодаря оптимизации использования флота компании коэффициент загрузки кресел в июле увеличился по сравнению с тем же периодом 2008-го на 7% — до 80%. Это очень хороший показатель даже в мирное время», — говорит Александр Селин.
В немецкой авиакомпании Germanwings сокращают бытовые затраты. «К примеру, емкость для воды в туалетах мы сейчас заполняем наполовину, снижая вес самолета, — рассказал Контрактам глава отдела корпоративных коммуникаций Germanwings Хайнц Йоахим Шеттес. — Кроме того, убираем пепельницы в кабинетах пилотов, которыми они все равно не пользуются. Это позволяет нам экономить 18 тыс. л керосина на всем флоте».
Параллельно авиакомпании пытаются удержать клиентов, наперегонки устраивая всевозможные акции. «Повышение качества обслуживания, внедрение разнообразных скидок, акций и специальных программ для пассажиров на фоне оптимизации расходов — основные действия участников рынка в этом году», — отмечает начальник управления финансово-экономического регулирования Госавиаадминистрации Виктор Зеленков. К примеру, с начала сентября каждую неделю по четвергам авиакомпания Windrose предлагает билеты на рейсы Киев — Москва и Львов — Москва за $99 в обе стороны, включая все сборы и налоги. По пятницам у АэроСвита перелет по Украине стоит $29
(в оба конца с учетом всех налогов и сборов), $99 — по среднемагистральным рейсам и $399 — по дальним направлениям.
«Конкуренция на рынке ужесточилась, в результате чего тарифы снизились. По сравнению с прошлым годом цены упали примерно в три раза, — комментирует Александр Селин. — Специальные предложения и постоянные акции приблизили стоимость перелетов традиционных компаний к стоимости услуг лоукостеров».
На посадку
И все же у большинства традиционных перевозчиков количество пассажиров сокращается (исключение составляют ДнепрАвиа и Windrose, которые, по данным Госавиаадминистрации, продолжают увеличивать число обслуженных клиентов). Объем пассажирских перевозок авиакомпании «Международные авиалинии Украины» за январь–июнь 2009-го по сравнению с тем же периодом прошлого года упал на 19,7%, Донбассаэро — на 16,3%.
«В 2008 году мы перевезли 2,5 млн пассажиров. По итогам 2009-го число клиентов сократится как минимум на 500 тыс. За I полугодие пассажиропоток наших авиалиний уже упал более чем на 15%», — рассказал Александр Селин.
А вот дискаунтеры продолжают наращивать количество своих клиентов. Первый лоукостер страны «Визз Эйр Украина» утверждает, что за шесть месяцев этого года перевез 240 тыс. человек и до конца 2009-го планирует увеличить показатель до 520 тыс.
Другой европейский дискаунтер — авиакомпания Germanwings, вышедшая на украинский рынок около трех месяцев назад, — за май–август перевез более 10 тыс. пассажиров. До конца года немецкий авиаперевозчик планирует увеличить количество клиентов вдвое — до 22 тыс. «Когда мы выходили на украинский рынок, нам говорили, что у нас ничего не получится, — рассказывает Хайнц Йоахим Шеттес. — Но мы достигли поставленной цели — 80%-ной загрузки самолета — уже в первый месяц работы, поэтому решение расширить свой бизнес на рынок Украины было правильным. Дорога из Киева в Кельн на поезде занимает 38 часов. Неудивительно, что многие предпочитают самолет. А в условиях кризиса на бюджетные авиалинии переключились бизнесмены — многие из них сегодня не могут позволить себе перелет бизнес-классом».
Справедливости ради стоит заметить, что не все бюджетные авиакомпании приживаются на отечественном рынке. Так, еще один немецкий авиадискаунтер Germania Express из-за недостаточного спроса уже отменил свой единственный рейс Харьков — Дюссельдорф, запущенный в декабре прошлого года. Последний полет по этому маршруту состоялся в феврале.
«Лоукостеры столкнулись с теми же проблемами, что и традиционные перевозчики, — комментирует Александр Селин. — Некоторые авиадискаунтеры имеют меньший запас прочности из-за балансирования на грани рентабельности и отсутствия больших пассажиропотоков, что критично для лоукостеров, которые работают благодаря перемещениям большого количества пассажиров».
Как изменится расстановка сил на украинском рынке в ближайшие годы и удастся ли лоукостерам, контролирующим в Европе около 25% всех авиаперевозок, отвоевать в Украине заметную рыночную долю — покажет время. Общий пассажиропоток к концу 2009-го сократится в Украине на 20–25%, однако эксперты уже отмечают постепенное улучшение ситуации. Если в феврале, по данным Госавиаадминистрации, объем пассажирских перевозок был почти на 25% меньше показателей годичной давности, то в апреле разрыв составлял уже 18%, а в июне — только 13%.
Сергей ЯНОВОЙ, исполнительный директор авиакомпании Windrose:
Многие украинские авиакомпании отменяют рейсы. От каких маршрутов за последние полгода отказалась ваша компания?
— Мы не отменяли рейсы, напротив, вводили новые: Львов — Москва, Киев — Ташкент, Киев — Астана, Киев — Симферополь. Более того, намеревались развивать и другие направления, но по независящим от компании причинам планы пришлось скорректировать. К примеру, запуск линии Киев — Ашхабад был отложен из-за вопросов регулятивного, а не коммерческого характера. Авиационные власти Туркменистана не разрешили украинским компаниям выполнение рейсов без официального объяснения причин. Перелеты осуществляются туркменской компанией в одностороннем порядке, что, к слову, нарушает межправительственное соглашение. Также пришлось отложить открытие рейсов в Стамбул из Львова и Харькова, поскольку спрос на это направление снизился примерно на 30%.
Как изменилась загрузка рейсов по сравнению с показателем прошлого года?
— Если говорить об украинском рынке авиаперевозок в целом, то загрузка на основных регулярных маршрутах сократилась на 20–25% — в зависимости от направления. Например, в азиатском направлении за I полугодие 2009-го по сравнению с аналогичным периодом 2008-го обвал составил минимум 50%. Но в целом за прошлый год мы перевезли 800 тыс. человек и столько же планируем обслужить в 2009-м.
Насколько за последние полгода изменились цены?
— В целом тарифы снизились на 30–50%. Во-первых, из-за снижения платежеспособного спроса. Во-вторых, в связи с ростом конкуренции, увеличением доли иностранных компаний в Украине и приходом на отечественный рынок лоукост-компаний, которые не столько следуют принципам авиадискаунтеров, сколько занимаются демпингом.
Какие перспективы у бюджетных авиаперевозчиков в ближайшем будущем?
— Это очень емкий сегмент авиабизнеса, в том числе и в Украине. Бюджетные перевозчики стимулируют рост пассажиропотока, способствуют развитию деловых связей и дают возможность летать представителям небогатой части населения. Однако в Украине лоукостеры не решают этих задач. Кроме того, они практически свернули деятельность на внутреннем рынке страны.
Как будет развиваться рынок в 2010 году?
— Если в следующем году кризисные процессы будут замедляться и мировая экономика начнет стабилизироваться, спрос на авиаперевозки начнет расти темпами предкризисных годов, добавляя по 15–20% год.
Наталья КАЗМЕР, член совета директоров «Визз Эйр Украина»:
Компания «Визз Эйр Украина» отказалась от некоторых внутренних рейсов. В середине сентября прекращаются перелеты по направлению Львов — Симферополь. По каким причинам отменяете рейсы?
— Направление Львов — Симферополь являлось сугубо сезонным маршрутом. А рейс Киев — Львов был просто перегружен предложениями со стороны других авиакомпаний, поэтому оставаться на нем оказалось экономически нецелесообразным.
Важный фактор, влияющий на решение об отмене некоторых рейсов, — плохая инфраструктура аэропортов, не позволяющая полноценно работать бюджетным авиакомпаниям. Кроме того, внутренний рынок более чувствителен к кризису, чем международный: люди быстро пересаживаются обратно на поезда и автобусы. Поэтому мы анализируем рынок и совершаем те рейсы, которые пользуются спросом в нынешних условиях.
Спрос на международные рейсы выше, чем на перелеты внутри страны?
— Да, сейчас наша авиакомпания совершает восемь международных рейсов из Украины. Средняя загрузка 180-местного самолета в летние месяцы достигала 84%. Но Украина переживает глубокий экономический спад, и это отражается на спросе. Поэтому сейчас мы больше работаем над улучшением финансовых показателей существующих маршрутов и не вводим большое количество новых рейсов.