В минувшем 2008 году эта сумма достигала 120 миллионов, что обусловлено “скачком” цен на услуги авиационных ремонтных предприятий, а также тем, что в связи с хроническим недофинансированием Вооруженных Сил Украины объемы необходимых работ увеличиваются с каждым годом.
В 2009 году на обеспечение технической исправности морской авиации выделен лишь миллион гривен, из них половина пойдет в уплату долгов Луганскому авиационно-ремонтному заводу (АРЗ), а другая половина - на финансирование работ по продлению ресурса авиационной техники. Кстати, это, как говорят, недешевое удовольствие. К примеру, стоимость работы по продлению ресурса транспортного самолета АН-26 приблизительно 86 тысяч гривен, а такая же работа отдельно на авиационный двигатель стоит почти 8 тысяч гривен.
Морская авиация является неотъемлемой мобильной составляющей боевого потенциала ВМС ВС Украины. Транспортные перевозки, высадка десанта, поддержка с воздуха наземных и морских операций, поиск подводных лодок и участие в поисково-спасательных операциях - это главные задачи морского авиационного соединения национальных ВМС.
Наилучшая готовность сегодня в транспортной авиации. Все АН-26 находятся в полностью исправном состоянии. АН-2, который используется для парашютно-десантной подготовки морской пехоты и летчиков, нуждается в проведении текущего ремонта двигателя.
Из всех самолетов БЕ-12, которые стоят на вооружении морской авиационной бригады, лишь половина готова к выполнению задач по назначению, на других единицах необходимо продлевать ресурс планера, выполнять капитальный ремонт бортового оборудования и двигателей с закупкой авиационных воздушных винтов. Стоимость ремонта каждой крылатой боевой машины достигает приблизительно 5 миллионов гривен.
Особую обеспокоенность вызывает техническое состояние вертолетов. В данное время морская авиация ВМС Украины оснащена такими образцами, как КА-27 (ПС - поисково-спасательный), КА-27 (ПЛ - противолодочный), КА-29 (ТБ - транспортно-боевой), МИ-14, МИ-8 и МИ-9. Количество неисправных винтокрылых машин значительно превышает количество боеготовых. Срок службы многих вертолетов большой, они также крайне нуждаются в капитальном ремонте двигателей и продлении ресурса планера. И вдобавок редукторы и лопасти некоторых двигателей нуждаются в скорейшей замене на новые.
Напомним, что в Украине есть предприятия, способные выполнять заказ морских авиаторов по восстановлению технической готовности всех образцов авиационной техники, которой вооружены ВМС ВС Украины. Это такие предприятия, как завод гражданской авиации в Киеве (ремонтирует АН-26), Севастопольское авиаремонтное предприятие (ремонтирует вертолеты), ОАО“Моторсіч” в г. Запорожье и Государственное предприятие МО Украины “Луганский АРЗ”, ремонтирующие авиационные двигатели.
Итак, единственной причиной такого критического состояния морской авиации ВМС ВС Украины (и не только) из года в год (особенно в 2009 году) является неудовлетворительное финансирование. В сложившейся ситуации такие понятия, как “безопасность в Черноморском регионе”, и “защита интересов Украины” могут стать сугубо номинальными.