Согласно новому бизнес-плану, до 2024 года ОАК планирует реализовать всего 340 Ан-148 всех модификаций, включая удлиненные лайнеры Ан-148-200 и самолеты с VIP-компоновкой салона Antonov Business Jet, при этом темп выпуска будет сокращен в полтора раза. Однако еще в июле ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты" (ОАК-ГС) давала оценку, что при условии международной сертификации и наличия варианта с западным двигателем может быть продано свыше 500 Ан-148. Оценка лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) не менее оптимистична - 500-600 самолетов.
Директор дирекции региональных самолетов ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты" Юрий Грудинин подтвердил "АвиаПорту" возможную корректировку бизнес-плана по Ан-148. Он уточнил, что выпуск по 24 самолета в год вместо 36-ти планируется с 2012 года. Причины корректировки бизнес-плана Ю.Грудинин отказался комментировать. В то же время один из собеседников агентства на условиях анонимности заявил, что причиной сокращения производственной программы стала неготовность ВАСО и украинских партнеров по программе поддерживать столь высокий темп производства. "ВАСО делает все возможное, чтобы увеличить выпуск Ан-148, в будущем году завод приступит у выпуску секции Ф2 для того, чтобы киевский "Авиант" мог освободиться от этой работы и делать больше комплектов крыла. Но при этом на ВАСО задерживается финансирование технического перевооружения", - уточнил он.
В свою очередь генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев заявил "АвиаПорту", что не в курсе предполагаемых корректировок бизнес-плана. "Я завтра буду докладывать вице-премьеру Сергею Иванову тот план, который ранее утвержден ОАКом", - пояснил он. Также директор завода не подтвердил наличие проблем с модернизацией производства. По его словам, программа техперевооружения завода под программу Ан-148 выполняется в соответствии с графиком. "Около 100 млн рублей, которые мы ждали в сентябре, правда, перешли на октябрь, поэтому возникла задержка с запуском оборудования, но в октябре эти средства поступят, и программу мы выполним", - подчеркнул В.Зубарев.
По данным ИФК, ее общий портфель заказов на Ан-148 разных модификаций на сегодняшний день составляет 110 самолетов, включая 56 твердых контрактов и 54 опциона. При этом заключенные соглашения предполагают очень жесткий темп строительства: до конца 2010 года ГТК "Россия" должны быть поставлены шесть самолетов, а до конца 2012 года - закрыты контракты на поставку 55 самолетов авиакомпаниям "Московия", "Полет", "Атлант-Союз", "Саратовские авиалинии", не считая исполнения заказов других авиакомпаний, с которыми контракты должны быть исполнены в 2013-2014 годах. В ИФК "АвиаПорту" сообщили, что "в курсе, что в ближайшее время будет рассматриваться программа Ан-148", отказавшись от дальнейших комментариев.
Как сообщалось ранее, в мае 2009 года ОАК озвучила скорректированные планы производства пассажирских самолетов на период с 2009 по 2012 год, ссылаясь на недостаточный спрос на продукцию в условиях кризиса, ударившего по российским авиакомпаниям. Вместо 92 Ан-148 за эти четыре года должно было быть построено только 44 самолета (4, 7, 13 и 20 штук соответственно). При этом президент ОАК Алексей Федоров отмечал, что на дальнейшую перспективу, после 2012 года, планы корпорации пока не меняются. Однако сегодня программа уже корректируется "по факту": на ВАСО неофициально говорят, что в 2009 году будут построены только три самолета.
Стоит отметить, что Ан-148 наряду с Sukhoi Superjet-100 являются наиболее востребованными на рынке самолетами в модельном ряду ОАК: сегодня портфели заказов каждой машины превышают 100 единиц, и клиенты рассчитывают получить заказанные лайнеры как можно скорее. Более того, сроки окупаемости этих проектов напрямую зависят от темпов выпуска самолетов - сокращение ежегодной программы выпуска негативно влияет и на рентабельность программы, и на вероятность завоевания сколь-либо заметной доли рынка в целом. "Для такой программы, как Ан-148, сейчас нужна гораздо более агрессивная политика и в области производства, и в области продаж", - резюмирует собеседник "АвиаПорта".
Есть некоторые недоработки по документации
1 октября ГТК "Россия" должна принять первый самолет воронежской сборки Ан-148-100В (бортовой номер RA-61701). Намерение авиакомпании принять самолет "АвиаПорту" подтвердил руководитель департамента по управлению брендом ГТК "Россия" Дмитрий Лобач. Впрочем, он не стал комментировать, в какие сроки ГТК "Россия" поставит Ан-148 на линию. "Есть некоторые недоработки по документации, но мы уверены, что в ближайшее время они будут устранены в рабочем порядке", - уточнил Д.Лобач.
В свою очередь, В.Зубарев говорит, что "все вопросы по эксплуатационной документации решены". Он напомнил, что в состав бортового оборудования Ан-148-100В были введены четыре новые системы навигации по требованию авиакомпании ГТК "Россия". Доказательная документация была представлена на рассмотрение Авиационного регистра Межгосударственного Авиационного комитета (АРМАК). "АРМАК уже выдал соответствующее приложение от 14 сентября к свидетельству об одобрении производства", - подчеркнул В.Зубарев. По его словам, "есть замечания по оформлению паспортов на покупные комплектующие изделия, например, по двигателю, но все эти замечания будут устранены в течение ближайших дней". Технический директор ИФК Юрий Островский добавил, что "эксплуатационная документация немного задерживалась, в том числе по двигателю и вспомогательной силовой установке, но сейчас вся документация полностью в наличии".