07.10.09 

ImageРоссия более чем на треть сократит план по производству Ан-148. Хотя украинские заводы и задействованы в создании этого самолета на российских предприятиях, эта новость для них скорее позитивна: наши мощности будут активнее использоваться в производстве собственных серийных машин.

Как сообщили в «Объединенной авиастроительной корпорации» (Россия), предприятие может внести корректировки в программу производства серийного самолета Ан-148. «Вопрос может быть рассмотрен на следующем заседании правления»,— сказал менеджер департамента корпоративных коммуникаций «ОАК» Максим Сысоев. В то же время господин Сысоев не объяснил причины возможного пересмотра бизнес-плана, не комментируя также сообщения отдельных российских СМИ о несоблюдении Украиной сроков поставки агрегатов для этой машины. «Если даже такие претензии и есть, я не берусь их озвучивать»,— уклонился от ответа представитель корпорации.

В то же время факт несоблюдения украинской стороной сроков по поставкам комплектующих для Ан-148 напрочь опровергли на «Воронежском акционерном самолетостроительном обществе» (ВАСО), заводе, который осуществляет сборку самолета в России. «Все агрегаты из Украины поставляются в сроки, предусмотренные контрактами, и сбоев в графике не происходило»,— сообщил замдиректора ВАСО Владимир Данилов.

Между тем, по его словам, завод действительно собирается скорректировать план производства. «В этом году мы передадим заказчику три Ан-148, в следующем — 9, в 2011 г. — 16, а в 2012 г. — 24»,— заявил господин Данилов. Напомним, согласно утвержденному ОАК бизнес-плану, актуальному пока и на сегодняшний день, план сборки предполагал создание в текущем году четырех самолетов, а к 2012 г. — выход на максимальный темп производства (36 единиц техники в год).

Как полагает старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» эксперт по авиации Роман Марченко, в основе решения ОАК может лежать финансовый кризис, который повлиял на объем платежеспособного спроса в отрасли. «Сокращение программы производства — вполне в русле тенденций в мировом авиастроении. И Boeing, и Airbus столкнулись с уменьшением портфеля твердых заказов на свою технику. Падение пассажиропотока, нестабильные цены на топливо — все это заставляет авиакомпании отказываться от заказанных самолетов или отодвигать сроки поставки техники»,— говорит эксперт.

Как сообщают на ВАСО, портфель заказов на Ан-148 сегодня составляет около 70 единиц, однако эта цифра включает как твердые контракты, так и опционы, условия которых могут пересматриваться. Еще годом ранее объем твердых заказов составлял 52 шт., а опцион — более 80.

В Украине же особого пессимизма из-за возможного сокращения объемов заказов на Ан-148 из России не испытывают. По мнению заместителя начальника управления внешних связей и связей с общественностью завода «Авиант» Анатолия Федорова, главная задача предприятия — наращивание производственных мощностей. «Вопрос недостатка мощностей — основной, который стоит сегодня перед нами». По его словам, даже при выходе на максимальный темп производства «Авиант» в кооперации с другими украинскими заводами и своими российскими партнерами будет способен производить не более 6-7 самолетов в год. Задача же максимум на этот год — выпуск хотя бы одного Ан-148. Пока спрос на Ан-148 киевской сборки превышает возможности наших заводов. Производителю удалось уже заключить твердый контракт на поставку 6 самолетов; всего же, по оценкам экс-министра транспорта Иосифа Винского, внутренний рынок в ближайшие годы потребует до 80 таких машин. А помимо удовлетворения потребностей собственного рынка украинские заводы должны будут еще и реализовывать обязательства перед ВАСО (наша часть работы: крыло, отсек фюзеляжа и центроплан).