20.10.09 
ImageУкраина инициирует переговоры с лидерами мирового авиапрома Boeing и Airbus о создании совместного производства самолетов на нашей территории. Такой шаг, полагают эксперты, является нашей реакцией на предложение этих производителей скооперироваться для разработки нового транспортного воздушного судна, осилить которую самостоятельно западным гигантам пока так и не удалось.

Как сообщил во время визита в США министр экономики Богдан Данилишин местной прессе, правительство Украины ведет переговоры с Airbus SAS и Boeing Co. о создании у нас в стране совместного производства самолетов с этими компаниями. По словам министра, цель поиска партнера — осуществление всех этапов конструирования и создания воздушных судов на территории страны. Если Airbus SAS или Boeing Co. примут предложение, то на реализацию идеи потребуется около 4 лет и $5 млрд., добавил министр. Других подробностей господин Данилишин не сообщил.

Как поведал «i» источник, близкий к переговорам, выступать со столь смелой инициативой Украина получила возможность по единственной причине: сначала Airbus, а потом и Boeing обратились к украинскому разработчику авиатехники — КБ АНТК им. Антонова — с предложением о совместном создании военно-транспортного самолета. «Они хотят заказать у АНТК разработку. А кто будет собирать — на данном этапе это вопрос не первоочередной»,— утверждает собеседник «i». В АНТК воздержались от комментариев на эту тему.

Еще пару лет назад разговоры о привлечении в наше самолетостроение западных инвестиций казались совершенно бесперспективными. «Запад не заинтересован в том, чтоб украинская авиапромышленность набирала обороты. Для них мы — конкуренты. Но они спят и видят, чтобы сделать нас своим придатком»,— считает депутат Верховной Рады V созыва, летчик-испытатель Александр Галуненко. Однако экс-замминистра промполитики Владимир Рыжов уверен, что сегодня имеются реальные предпосылки для продвижения интересов отечественной авиасборки: Украина может извлечь для себя выгоду из провала проекта по созданию европейским концерном EADS (туда входит и Airbus) военно-транспортного самолета А400М.

«АНТК — ведущий в мире разработчик военно-транспортной авиатехники, и достойных конкурентов ему в этой нише в мире нет. Airbus и Boeing оказались вынуждены это признать»,— говорит господин Рыжов. По его словам, поначалу А400М позиционировался как «транспортник» грузоподъемностью до 40 т, потом производители опустили ее до 28 т, а сейчас концерн трудится над воздушным судном грузоподъемностью до 20 т. «В конце концов они от него откажутся вообще»,— считает Владимир Рыжов.

Напомним, отечественный Ан-70, аналог которому пытается создать EADS, имеет грузоподъемность до 47 т. «Интерес к сборке техники на нашей территории со стороны западных производителей сомнителен. Точечным проектом мог бы стать лишь Ан-70. В создании грузовой техники нам равных нет. Недаром ведь даже НАТО, вопреки тому, что у США имеются собственные военно-транспортные самолеты, берет на вооружение наши «Русланы»,— говорит старший партнер ЮК «Ильяшев и Партнеры», эксперт по авиации Роман Марченко.

По мнению специалистов, проблема обновления парка среднемагистральных военно-транспортных самолетов для Европы сегодня очень актуальна. Основу парка этого вида техники составляют воздушные суда C-130, которые выпускаются серийно уже более 35 лет (их начали выпускать примерно в одно время с Ан-12, которых на территории СНГ сегодня осталось около 100 штук из произведенных 1250). О замене С-130 европейцы задумались еще 10 лет назад, когда и стартовал проект по созданию А400М (в кооперации задействованы Великобритания, Франция, ЮАР, Германия и Турция). Из-за затянувшихся испытаний и доводки самолета проблема обновления парка остается нерешенной. Сегодня С-130 активно используется как военными, так и гражданскими эксплуатантами США. Всего этих самолетов было выпущено свыше 2200 единиц.

Владимир Рыжов уверен, что интерес к нашему опыту в создании военно-транспортной техники со стороны Запада сегодня настолько велик, что Украина может добиться определенных уступок в вопросе инвестиций в наше авиапроизводство. «Они будут сопротивляться. Но шансы у нас есть. Можно ведь договориться, чтобы часть узлов и деталей нового самолета, который будет создаваться совместно с Airbus и Boeing, производилась в Украине. Двигатели и агрегаты должны однозначно производить мы, тут у нас своя школа. Приборы — в Европе. А такие компоненты, как хвост, крыло, шасси, — нужно смотреть, у кого это получится дешевле производить. По каждому вопросу нужно вести переговоры и планомерно гнуть свою линию».

Джерело Экономические известия   Автор: Екатерина Гребеник