16.12.09 

К Евро-2012 в Киеве могут построить 30 вертолетных площадок. «Газета...» выяснила, что первые пять появятся около главных больниц столицы

В номере за 3 декабря «Газета по-киевски» писала о том, что несмотря на бурное развитие частной авиации, в Киеве есть всего несколько разрешенных вертолетных площадок, например, в Гидропарке (частные – не в счет). Однако уже через пару лет их может быть вдесятеро больше. Об этом нам рассказал заместитель мэра Киева Евгений Червоненко, который не только не скрывает, что является собственником вертолета, но и активно продвигает идею создания городской вертолетной службы.

– Если мы хотим говорить о вертолетах, давайте сразу отойдем от имиджа, что это игрушка для богатых дураков и олигархов, – начал Евгений Альфредович. – Почему я, профессиональный гонщик, купил вертолет? Не из-за скорости. Вертолет летает со средней скоростью 260 км в час. Сейчас с такой и даже большей скоростью «летают» лихачи на дорогах. А потому что вертолет – это удобно. Им можно быстро добраться к месту назначения. Не нужно ехать час в аэропорт (поэтому я и не купил самолет). Если экипаж опытный, вертолет может сесть практически на любой площадке больше 30х30 метров.

Вторым преимуществом вертолетов Евгений Червоненко называет, как ни парадоксально это звучит, большую безопасность.

– Это на земле гаишнику можно дать взятку и нарушить правила. В небе все записывается – как наземными службами, так и бортовыми самописцами. Машина с износившимися тормозными колодками может выехать на дорогу, а в вертолете, если срок годности какой-то детали прошел, даже если она еще цела – нет, надо менять. В небе больше дисциплины априори. Это естественно: там опасность, высоко падать. Безусловно, при полном нигилизме в стране есть люди, которые нарушают закон. Но это не значит, что из-за них должна страдать авиация – и государственная, и частная.

Евгений Червоненко убежден, что вертолетное сообщение необходимо в крупных городах, таких как Киев. По крайней мере, для спасательных служб.

–- В Буковеле, например, куда я езжу кататься на горных лыжах, уже создана такая служба – силами таких же, как и я, людей, у которых есть вертолеты. Мой вертолет, когда я там нахожусь, всегда стоит наготове, чтоб в случае чего оказать помощь. И так же – другие. И в Киеве должна быть спасательная авиация. Ведь сколько жизней можно было бы спасти! Люди гибнут в авариях только потому, что к ним не могут вовремя добраться медики. Мой вертолет, например, уже спас несколько жизней. Я предоставлял его, чтобы отвезти людей в больницу.

А вот воздушное такси, о создании которого время от времени заявляют городские власти, по мнению Червоненко, для Киева сегодня неактуально, преждевременно. Да и сам он говорит, что не использует вертолет как городской транспорт.

– На работу вертолетом не летаю. Это удовольствие не из дешевых. Час полета обходится не менее чем в тысячу долларов. Вертолетом я или брат летаем только отдыхать или по делам в другие города.

По словам Евгения Червоненко, несмотря на некоторые послабления в правилах для малой авиации, полеты над городом по-прежнему запрещены.

– По украинским правилам, над городом разрешено летать только с разрешения СБУ и мэра, – говорит он. – Поэтому вертолеты летают у нас только над Днепром. Днепр – это разрешенная территория, где нет опасности, что самолет упадет на людей, и оттуда все заходят на свои разрешенные аэродромы и частные площадки.

В Киеве есть аэродром в Гидропарке, разрешенный для гидропланов и самолетов. Он никому не мешает и не несет никакой опасности. Есть разрешенная стационарная вертолетная площадка у Института Амосова. Разрешенных вертолетных площадок на крышах домов я не знаю. Даже самому опытному экипажу для приземления нужна территория не менее 30х30 метров. К тому же, повторяю, полеты над городом у нас запрещены.

– Хотя, например, в Нью-Йорке, других городах вертолетам разрешают летать над городом, но, как правило, только двухмоторным, – продолжает Евгений Червоненко. – Тогда при отказе одного из двигателей с вертолетом ничего не случится, это более безопасно, чем отказ двигателя у самолета. К тому же есть особые упражнения, которые сдает каждый летчик при аттестации, называется авторотация. То есть при заглохшем двигателе вертолет опускается на землю со скоростью, в три раза меньшей, чем парашют. Но есть момент – что под тобой. Если поле – хорошо, если море, горы и особенно город – плохо. Но если экипаж опытный и дисциплинированный и не занимается лихачеством – то проблем нет.

Впрочем, к Евро-2012 в Киеве собираются добиться разрешения для вертолетов летать над городом и обустроить вертолетные площадки.

– Под Евро-2012 мы сейчас разрабатываем площадки по городу, – говорит заместитель мэра Киева. – Их будет 30, и предназначены они будут для спасательных служб. Правда, у нас в стране нет достаточно подготовленных кадров для создания таких служб. Система подготовки пилотов распалась. Самые подготовленные на сегодняшний день – это частные экипажи частных вертолетов. Они проходят подготовку за рубежом, когда приобретается какой-то вертолет. Из них, думаю, и будет создана медавиация к Евро-2012. Я предложил владельцам вертолетов, чтобы они предоставили свои экипажи для этих целей. Собственники вертолетов у нас – это такое воздушное братство, думаю, проблем не будет.

Открытым текстом

«Если получится, в следующем году купят для города один вертолет. Его цена – 35 млн грн»

Виталий ПШЕНИЧНЫЙ, начальник ГУ по чрезвычайным ситуациям:

– Согласно распоряжению Анатолия Голубченко «О создании сети вертолетных площадок в Киеве», наше управление выступает заказчиком этих работ. Мы определили уже 10 мест, где могут быть размещены вертолетные площадки. Скажу одно, что в 99% случаев это будут площадки при медучреждениях. К примеру, возле стадиона «Олимпийский», ВДНХ, Центра сердца, Александровской больницы, больницы №8.

Эти места подходят по всем параметрам. Что нужно дальше: создать коммунальное предприятие, которое бы отвело на себя эти земельные участки и выступило в дальнейшем заказчиком на строительство вертолетных площадок. Мы исключили центральную часть города – там сосредоточены здания все органов власти, и летать над ними запрещено. Хотя сейчас запрещен полет над всем Киевом. Мы обратились в Кабмин, а те в свою очередь в Минтранс, с просьбой внести изменения в законодательство и разрешить полеты там, где это возможно. Вертолетов закупим столько, сколько денег на них выделят. Пока что на следующий год мы внесли предложение предусмотреть в бюджете 35 млн грн на закупку всего одного вертолета.

Кстати

У спасателей уже есть один вертолет-«дедушка»

В распоряжении города на сегодняшний день уже есть один вертолет – Ка-26, он также находится на балансе ГУ по чрезвычайным ситуациям. Но, по словам Виталия Пшеничного, этот вертолет уже свое отслужил, он очень старый, под 30 лет, поэтому непригоден для эксплуатации (хотя это как раз такой вертолет, который оснащен всем спасательным оборудованием).

Его планируют продать, а вырученные средства тоже вложить в покупку новой техники. Для справки: Ка-26 – многоцелевой вертолет. Используется в сельском и лесном хозяйствах, для транспортных перевозок, выполнения санитарных и других работ. Он рассчитан максимум на 5 человек экипажа и 7 пассажиров.

Джерело Газета по-   Автор: Александра РОМАНЮК - Наталья ПЛАХУТА