Проект военно-транспортного самолета Ан-70 получил новые импульсы к реализации. «Уже сейчас мы можем с уверенностью говорить, что перспективы Ан-70 велики. Заказчики, ориентировавшиеся на европейского конкурента,— средний военно-транспортный самолет А400М (Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия, Люксембург, ЮАР и Малайзия.— «i»), видя, что эта программа развивается не очень успешно, активно интересуются нашим проектом»,— сообщил «i» замгенконструктора АНТК им. О. Антонова Александр Кива. Впрочем, говорить о том, какие именно страны проявили интерес к Ан-70, господин Кива счел преждевременным, отметив только, что уже ведется сборка первых двух самолетов из пяти, заказанных правительствами двух не названных им стран. «Если будут выполняться обязательства, которые взяли на себя Украина и Россия, то к 2011 г.
машины будут готовы»,— добавил он.
Господин Кива напомнил, что на испытаниях Ан-70 поднимал до 36 т груза на высоте от 500 м до 4 тыс. м. Очень важным является то, что Ан-70 может взлетать с коротких необорудованных взлетных полос (для разгона ему требуется 607 м по грунтовой полосе и 310 м — по оборудованной). Отметим, грузоподъемность существующей модификации самолета A400M не превышает 29-30 т вместо заявленных 32 т.
В перспективе проекта Ан-70 уверен и замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец: «А400М будет стоить порядка EUR130 млн.— почти в два раза дороже, чем цена Ан-70 на внешних рынках. И по своим характеристикам наш самолет лучше европейского. Он будет востребован на рынках Африки, Азии, как и в странах Евросоюза, для которых покупать А400М дорого». Эксперт считает 2010 г. важным для проекта: «Нужно завершить испытания. А400М уже совершил первый полет, и важно, кто быстрее запустит самолет в серию. АНТК и Кабмин заинтересованы реализовать проект независимо от наличия финансирования с российской стороны».
Как отметил директор департамента разработки и закупки вооружений Минобороны Владимир Грек, «на завершение летных испытаний самолета в 2010 г. из госбюджета планируется выделить АНТК им. Антонова 67 млн. грн., на строительство первых двух серийных Ан-70 на мощностях киевского «Авианта» — 120 млн. грн.». По словам господина Грека, согласованная с российской стороной потребность в госфинансировании завершения испытаний самолета — $132 млн.
На этой неделе Минобороны России перечислило АНТК им. О. Антонова 150 млн. руб. для финансирования летных испытаний Ан-70 в соответствии с подписанным в ноябре дополнением к заключенному в 1993 г. военными ведомствами двух стран договору. Финансирование проекта российской стороной на ближайшие три года предусмотрено в размере 2,4 млрд. руб., в 2010 г. по линии гособоронзаказа оно превысит 500 млн. руб. При этом руководитель проекта Ан-70 Николай Воробьев отмечает: «Не исключено, что в связи с провальным финансированием программы в этом году мы будем вынуждены пересматривать сроки завершения госиспытаний. Ориентировочно это 2012 г.». Он обратил внимание, что запланированное на конец этого года совещание заказчиков и разработчика Ан-70, на котором планировалось рассмотреть вопросы согласования тактико-технического задания на самолет, продолжения программы испытаний и ценообразования, перенесено на вторую половину 2010 г.
Однако директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский сомневается в успехе проекта. По его словам, Ан-70 имел хорошие перспективы, пока ему не помешала политика: «Россия продолжает видеть в Украине конкурента на внешних рынках военной техники. Кроме того, РФ переходит на замкнутые циклы производства». Сам Ан-70 хорош как для вооруженных сил России и Украины, так и для других стран, «но проблема малосерийных проектов — наличие заказов. Был бы сформирован портфель заказов на достаточное количество самолетов, вопросов не было бы. Россия бы с большим энтузиазмом инвестировала в этот проект».
Напомним, в 2006 г. тогдашний главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов заявлял, что «России Ан-70 не нужен», так как он перешел в разряд тяжелых военно-транспортных самолетов, «а такой транспортник у России есть — Ил-76». По мнению экспертов, возможность возвращения российской стороны в проект Ан-70 основана на экономических соображениях. По данным источника в Минобороны, сертификация самолета и запуск его в серию оцениваются в $140 млн., тогда как штрафные санкции в отношении россиян за выход из проекта оцениваются суммой в пять раз большей.