В течение последней недели сотни украинцев стали заложниками европейских снегопадов и не смогли вернуться домой. В пятницу стало известно о случае с пассажирами рейса Аэросвита", которые уже сутки не могут вылететь из Киева в Нью-Йорку
На днях незамеченной для СМИ пройшла история с возвращением и задержкой в Парижском аэропорту самолета Air France.Но наибольшую огласку получили случаи с клиентами авиакомпании "ВИЗЗ ЭЙР Украина" - дочернего предприятия венгерского авиаперевозчика "Wizz Air". Пассажиров британского направления (
Лутон-Киев) высадили из самолета после несколькочасового пребывания на борту. К особенно нелояльным вызывали полицию. Случилось это 18 декабря.Впоследствии украинские пассажиры с удивлением узнали, что их самолет полетел с польскими пассажирами в аэропорт Катовице, около Кракова.
На следующий день более полутора сотни пассажиров рейса Венеция-Киев тоже не смогли вылететь в Украину. По сведениям интернет-пользователей, у трети пассажиров 19-20 декабря заканчивались сроки Шенгенской визы, ни авиакомпания, ни украинское консульство не дали им совет в первые часы вынужденного пребывания в аэропорту.
В результате больше полусотни клиентов маршрута Тревизо (Венеция) - Киев до сих пор не решили, как будут действовать после отмены рейса из Италии.Украинцы лишь недавно ознакомились с понятием лоукост - авиакомпания с низкой ценой на билеты, купленные предварительно.
О преимуществах таких перевозчиков страна слышит второй год: действительно низкие цены, эксплуатация преимущественно новых самолетов, отсутствие оплаты услуг, в которых пассажир не нуждается (багаж, питание и тому подобное).
Впрочем о недостатках таких компаний можно убедиться лишь в форс-мажорных обстоятельствах. Все свои действия во время непредсказуемых случаев лоукосты осуществляют исключительно в рамках собственных Условий перевозки, корпоративного тайм-менеджмента и бюджета.
Кому-то такое поведение может казаться циничным.
Выводы о действиях нового для Украины авиаперевозчика можно сделать из ответов фактического руководителя украинской компании ВИЗЗ Эйр - члена совета директоров - Наталии Казмер, которая согласилась 24 декабря по телефону ответить на несколько вопросов для "Украинской правды".
- В последние три дня авиакомпания "ВИЗЗ Эйр" дважды стала "героем" информационных войн. Первый раз, по словам некоторых СМИ, вы оставили на произвол пассажиров в Италии, второй раз - отдали предпочтение польскому рейсу и изгнали с борта самолета украинцев, возвращавшихся в Киев...
- Мы очень разочарованы непрофессиональным освещением событий и нападениями некоторых СМИ Украины на нашу авиакомпанию.
Вы, наверное, помните, какие погодные условия сложились в Европе. Они поставили в сложные условия не только авиацию, но всю транспортную сеть континента. Евротоннель был заблокирован на 10 часов, железные дороги не работали несколько дней. Более 100 тысяч пассажиров остались без какого-либо обеспечения.
Были закрыты аэропорты Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании... По Европе были отменены несколько тысяч рейсов.
Конечно, это повлияло и на "Визз Эйр". Давайте говорить о двух рейсах...
Я начну с рейса "ВИЗЗ Эйр Украина", который должен был вылететь из Тревизо (Венеция) в Киев 19 декабря. Из Киева самолет вылетел по расписанию, но когда мы прилетели на территорию Италии - получили отказ в посадке. Мы запросили её в Бергамо и Венеции, но тоже получили отказ.
Единственный аэропорт, который работал на тот момент, был в Милане, аэропорт Мальпенза. Мы получили разрешение на посадку с задержкой в полтора часа. Самолет простоял там еще четыре часа, ожидая обслуживание, поставщики услуг даже не могли подъехать к самолету.
В это же самое время в Тревизо нам сообщили, что если мы хотим перевезти пассажиров из Тревизо в Мальпензу, то есть из Венеции в Милан, это займет около 10 часов, если вообще будет возможно найти автобусную компанию, которая перевезет по заснеженным дорогам людей.
Было принято решение отменить этот рейс и об этом мы сообщили пассажирам, которые находились в Тревизо. Они также понимали, что аэропорт закрыт. Самолет из Милана вернулся в Киев, потому что на нем были запланированы дальнейшие рейсы: Киев-Дортмунд-Киев и Киев-Меннинген-Киев...
- А как-то помочь пассажирам, заблокированным в Тревизо, вы не могли?
- Пассажирам была предложена помощь в соответствие с международными нормами и условиями перевозки пассажиров нашей авиакомпании. Либо перебронирование на другой рейс "ВИЗЗ Эйр", конечно же, в другой день с покрытием расходов на проживание и питание, или возврат средств и компенсация перелета другой авиакомпанией; опять же - с покрытием расходов на проживание. Конечно же, в разумном объеме.
Если кто-то покупал билет в бизнес-класс или останавливался в гостинице "Ритц", это мы не считаем разумным. Думаю, вы понимаете...
- Например, разумные компенсации - это отель 3-4 звезды и авиабилет в эконом-классе, я правильно понимаю?
- 97 пассажиров были в тот же день были перебронированы билеты на наши следующие рейсы 20-го, 22, 24, 27-го числа. 13 пассажиров направили просьбу на возврат средств - мы обрабатываем эти запросы и 58 пассажиров еще не решили, что они будут делать в будущем.
Отмечу, что с каждым из пассажиров мы контактировали - мы были и остаемся с ними на связи. Примерно 70% пассажиров этого рейса являются резидентами Италии: либо граждане этой страны или украинцы, постоянно проживающие там. Все они вернулись к себе домой, у них не стоял вопрос с визами, никого не бросили в холод, голод - все это неправда.
Пока самолет задерживался, пассажирам были выданы ваучеры на питание, а как только рейс был отменен - всем моментально предложили те формы компенсации, о которых я вам уже сказала.
Мы знаем, что на наших рейсах 27-го и 29-го декабря есть свободные места, они были и на вчерашнем рейсе, но оставшиеся пассажиры не воспользовались этими рейсами, поэтому говорить об оставленных на произвол людях не приходится. У вас по этому рейсу есть еще вопросы?
- Была информация, что у некоторых пассажиров закончились визы - именно они не могли даже выйти из аэропорта и воспользоваться вылетами из других аэровокзалов Италии, а им никто ничего не предложил...
- Вы же, наверное, поездили по Европе и знаете, что на территории Шенгена, а тем более, в аэропортах, в случае окончания визы можно перемещаться со специальной справкой - это во-первых.
Во-вторых, у каждого есть право в случае окончания визы вернуться домой. Вся проблема с визами - преувеличенная информация. Наверное, у некоторых людей она заканчивалась, но это вопрос просто решаемый, и он не является проблемой...
- ...Не знаю. У меня не было ситуации с окончанием визы в момент невозможности покинуть страну. Вы, наверное, тоже знаете, что европейские посольства часто даже журналистам дают визы строго в рамках дат авиабилета или брони в отеле. Поэтому мне трудно судить, как работают наши консулы в случае возникновения подобных ситуаций. Особенно сложно представить, что кто-то из работников посольства срочно выезжает в аэропорт и начинает выдавать справки людям, оказавшимся заложниками погоды и визовых систем Шенгена. Механизмы мне неизвестны, вам, наверняка, после этих ситуаций об этом известно больше...
- Я тоже не попадала в такие ситуации. Но всем было известно, что вся Италия в такой ситуации, и никто бы не стал обвинять людей, что они остались специально.
Консульство Украины в таких случаях обязано оказать поддержку своим гражданам. Насколько мне известно, они выехали в аэропорт. Это не является проблемой
Речь не идет о том, что компания отказалась вывозить людей, страна просто оказалась закрытой.
- Давайте перейдем к лондонскому рейсу. Что произошло на борту самолета вашей авиакомпании в аэропорту Лутона 18-го декабря? Действительно ли вы отдали борт полякам, а украинцев выгнали из самолета?
-...Что касается Лутона. Произошло это 18-го декабря, в первый день снегопада. Лутон оказался завален снегом. В тот день закрылись почти все аэропорты Великобритании, а на следующий день закрылись аэропорты Германии и Франции.
Лутон был закрыт на протяжении суток. Были маленькие промежутки времени, когда работу аэропорта удавалось восстановить, но в эти моменты нагрузка на полёты была огромной, и этого времени оказалось недостаточно для всех перевозчиков.
Появилась огромная проблема со слотами, их выдавали очень мало. Вы знаете, что такое слоты?
- На телевидении используется тот же термин, когда определяют промежуток времени для выхода программы...
- Поставщики услуг - заправщики даже не могли подъехать к аэропорту... Мы вышлем вам фотографии того, что творилось в Лутоне - реально там лежал снег, британцы к этому не привыкли...
- Что было на борту: кого выводили из самолета и кого заводили?
- Я подвожу вас к этому. Из-за недостатков обслуживания, из-за долгого ожидания, из-за всех затянувшихся проблем у экипажа, в конце концов, закончилось рабочее время.
Мы ждали слот, кстати, мы ждали еще четырех пассажиров. Слот мы получили очень поздно. Рабочее время экипажа закончилось. Мы вынуждены были отменить рейс.
Конечно же, пассажиры были недовольны, но большинство согласились покинуть самолет за исключением одной пары - мужчины и женщины. Пришлось вызвать полицию.
Мужчина сопротивлялся, они его арестовали, и уже в полицейском участке он признал свою вину. У нас есть отчет полиции - мужчина был в нетрезвом состоянии. Пассажирам мы предложили те же два варианта компенсации, которые предложили в Тревизо.
Что касается того, полетел ли самолет - в Варшаву, Познань или куда-либо еще, как пишут некоторые СМИ, - это неправда. Он никуда не отправился вместо Киева. Он позже вылетел на свою базу в Катовице.
- ...В Катовице, то есть все-таки в Польшу....
- Поймите, это рейс не был выполнен вместо Киева! Из-за ротаций самолет вылетает по маршруту Катовице-Лутон, Лутон -Киев, Киев-Лутон, Лутон-Катовице. Это два разных рейса. Из-за того, что он не смог выполнить рейс "внутри", он вернулся на базу.
- То есть киевский рейс просто "сгорел", и самолет выполнил свой следующий рейс в Катовице?
- Он вылетел с большой задержкой в 10 часов. Рейс на Катовице не был вместо Киева. Он вылетел уже с новым экипажем.
- Я понял: слот на Киев вам выдали поздно, рабочее время экипажа закончилось, поэтому Киев отменили, а рейс на Катовице удалось выполнить, потому что слот выдали подходящий, а рабочее время следующего экипажа соответствовало нормам?
- Еще один важный момент. У нас в тот день только в одном направлении "Из Лутона" было 17 рейсов, из них мы выполнили только пять. 12 рейсов мы отменили. В этот день у одного из наших ближайших конкурентов были отменены 292 рейса и большинство из них - лутонские.
- Как вы будете решать вопрос с заправкой самолетов, после отказа "УкрТатнафты" обслуживать ваши самолеты?
- "УкрТАТнафта" не единственный заправщик. Я разочарована, как и все руководство нашей компании. Мы удивлены пресс-релизом этой компании, в котором заявляется, что нас не будут обслуживать на основании непонятных репортажей некоторых СМИ. Мы вышли на связь с этой компанией, мы решаем с ними вопросы, но в панику мы впадать не собираемся.