11.01.10 
9 мая прошлого года в Полтаве был открыт музей Дальней авиации. Хотя неофициально музей существует порядка более 20 лет, только в 2007 году Полтавский областной совет принял решение о создании коммунального предприятия «Музей Дальней авиации»

Началом формирования музейной экспозиции можно назвать 1987 год, когда рядом с учебным корпусом на вечную стоянку был установлен легендарный самолет Ту-16, который находился на вооружении Дальней авиации более 40 лет.

Расположился музей на территории авиабазы (в/ч А2673), где ранее дислоцировался 185-й гвардейский Кировоградско-Будапештский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационной полк.

Со дня открытия музея прошел почти год. Что изменилось в структуре музея, какие проблемы он переживает и чем порадует полтавчан в ближайшее время, рассказали сотрудники коммунального предприятия — старший по охране Александр Бородай и инженер Полтавского музея Дальней авиации Александр Горобей.

По словам Александра Бородая, самолетов в Полтаве могло бы и не быть.

— Инициатором создания музея стал полковник запаса, последний командир полка — Валерий Верескул, который впоследствии и стал директором музея Дальней авиации. — рассказал Александр Бородай. — Не так давно все наши выставочные самолеты хотели забрать в киевский Государственный музей авиации Украины, но Валерий Верескул отстоял право пребывания самолетов в Полтаве. До 1 января 2010 года сотрудники музея работали на добровольных началах. Охрана стоянки самолетов осуществлялась Министерством обороны Украины. А с 1 января этого года штат музея состоит из охранников и механиков, которые обслуживают самолеты. В перспективе — расширение музея. Сюда могут доставить еще несколько самолетов: Су-24, а также истребитель-перехватчик Су-27. Какие точно будут самолеты, пока держится в секрете.

Инженер музея Дальней авиации Александр Горобей поведал про уникальный выставочный самолет, которого нет больше ни в одном музее страны.

— Самолета Ту-160 нет ни в одном музее Украины, — сообщил инженер. — Стоянка для самолетов будет расширяться, планируем доставить в музей для показа полтавчанам Ан-2 (в народе — «Кукурузник» — авт.) и Л-410 из полтавского аэропорта. Все это делается по инициативе директора музея.

Основная проблема для реализации этих задумок — нехватка средств для перевозки самолетов к нам. Ведь пока мы находимся только в стадии развития. Однозначно надо расширять стоянку, чтобы самолеты не в кучке стояли, как сейчас. Все упирается в деньги. С перспективой расширения и была огорожена территория музея большей площади, чем сейчас это требуется. Также по инициативе директора музея хотим показать средства аварийного покидания самолета. Кресло и парашютная система будут стоять отдельно, чтобы более наглядно было для посетителей музея, — уточнил Александр Горобей.

Более подробно инженер музея Дальней авиации рассказал и про гордость отечественного самолетостроения Ту-160.

— Кресло пилотов имеет технологию катапультирования с отрицательной перегрузкой, — сказал он. — Даже если самолет летит, как говориться в народе, «ногами вверх», пилот может катапультироваться и все равно перевернется в нормальное состояние. Экипаж самолета Ту-160 состоит из командира корабля, помощника командира корабля, штурмана-оператора и штурмана-навигатора. Заправлялся самолет 120 тоннами чистого топлива — керосина. Дальность полета — 5000 км. Средняя продолжительность полета самолета в воздухе около пяти часов. Самолет создавался исключительно как носитель ядерного оружия. В нем расположено три бомболюка. В каждом из них устанавливалась подвеска револьверного типа на восемь ракет типа «воздух-земля», естественно, с ядерной боеголовкой. В общем, такой самолет перевозил 24 ядерные ракеты. Одна такая ракета способна уничтожить город, в котором мы живем. Все помнят, как американцы резали наши самолеты, так вот, мы упросили их оставить нам один самолет для нашего музея. Американцы оставили его, но на всякий случай залили топливные баки цементом, вот как боялись этой чудо-техники, — подчеркнул Александр Александрович.

В музее Дальней авиации находится восемь самолетов, которые могут увидеть все желающие.

— На балансе музея сейчас находится шесть самолетов: Ту-16, Ту-160, Ту-22М3, Ту-22, Су-15 и Ту-95, — перечислил Александр Горобей. — Есть также два самолета, которые принадлежат Министерству обороны Украины: Ан-30 и Ту-134. Они стоят еще как боевая единица на балансе Вооруженных сил Украины, то есть еще не списанные. Посмотреть на них можно, а вот в кабину пилота попасть пока нельзя. Также среди экспонатов у нас есть космический шар, который действительно побывал в космосе. Правда, летал он без космонавтов. Использовали его в разведывательных целях. Шар с разной аппаратурой внутри поднимали в космос и после сбора необходимых данных спускали на землю. Потом полученную информацию обрабатывали соответствующие структуры. Кстати, в нашем музее нет муляжей: все бомбы, ракеты, самолеты — все настоящее.

Джерело Полтавщина   Автор: Ярослав КАДУК