Впрочем, президент UTair (РФ) Андрей Мартиросов, заявил о том, что на первом этапе «ЮТэйр-Украина» не будет иметь с бюджетной моделью ничего общего. «Основной акцент в работе компании будет сделан на развитии авиасообщения между украинскими региональными аэропортами - Луганск, Харьков, Николаев и Запорожье с Москвой, мы видим на этих направлениях достаточно большой потенциальный спрос, в дальнейшем мы рассматриваем возможность развития внутриукраинских перевозок», - отметил А.Мартиросов, комментируя перспективы работы дочерней компании.
По словам гендиректора «ЮТэйр-Украина» Анатолия Немлихера, секрет будущего успеха заключается в эксплуатации относительно экономичного самолета ATR 42-300 франко-итальянского производства. При приблизительно равных расходах ACMI (ставка включающая расходы на лизинг самолета, зарплату экипажу, техническое обслуживание и страховку) с Ан-140, ATR 42-300 потребляет гораздо меньше топлива - в среднем 450 л на летный час, тогда как у отечественного аналога данный показатель превышает 700 л.
К тому же, Ан-140 достаточно капризная машина с точки зрения технического обслуживания, что приводит к достаточно долгим его простоям на земле. Исходя из таких условий, авиакомпания может относительно свободно демпинговать, снижая существующий уровень тарифов в среднем на 25-30% на внутриукраинские маршруты. Как заметил один из руководителей компании, тарифы будут «чуть дороже цен на купейные билеты в поезде и чуть дешевле СВ вагона». При этом, если верить исследованиям авиакомпании средняя загрузка на рейсах составит порядка 35-40 пассажиров.
Пока правда, это все благие намерения. Компания получила только одну машину UR-UTB (заводской №386), которая эксплуатируется через день по маршрутам Харьков-Москва-Николаев-Москва-Харьков и Харьков-Москва-Луганск-Москва-Харьков. Вторая машина UR-UTA (заводской №382) должна прийти к 15 января и выйти на рейсы приблизительно в середине февраля.
По словам директора по летной работе «ЮТэйр-Украина» Леонида Нечипоренко, предприятие планирует базировать свою технику в двух украинских аэропортах - «Луганск» и «Киев» (Жуляны). «На первом этапе мы свяжем Луганск, Николаев и Харьков с Москвой. В дальнейшем, с пополнением парка второй машиной в середине февраля, предполагается открыть внутриукраинские рейсы между Киевом и Луганском, Харьковом, Одессой, Симферополем, всего же проект предполагает связать 13 городов Украины со столицей», - сказал он.
В то же время, судя по оценкам экспертов, обвала цен в первом квартале 2010 г. ждать не следует. Двумя машинами, пусть и сверхэкономичными закрыть маршрутную сетку из десяти пунктов достаточно сложно - рейсы будут выполняться на «грани фола». Подтверждением этого служит ситуация с другим отечественным перевозчиком Wizzair Ukraine, который в последнее время неоднократно попадал в неприятные истории, из-за задержек в аэропортах. Причем, достаточно часто это случалось не по вине компании, а из-за нерасторопности аэропортовых служб.
По мнению руководителей авиакомпании, после освоения первой машиной рейсов из регионов Украины в Москву, следующим шагом станет открытие базы в Жулянах и развитие маршрутной сети из столицы в регионы. В первую очередь компания хочет разрушить монополию «Днеправиа» на рейсах Киев-Луганск. Губернатор Луганской области уже несколько раз в довольно резкой форме критиковал днепропетровского перевозчика за неоправданно высокие тарифы на рейсы между городами - $130-150 в одну сторону, и даже грозился провести антимонопольное разбирательство. Таким образом, у нового перевозчика появилась великолепная возможность «обвалить» цены на отдельно взятом направлении.
Что же касается других направлений, то серьезного падения цен на них не ожидается. Дело в том, что согласно обнародованным планам «Ютэйр-Украина» на первом этапе будет оперировать парком из 4 самолетов. Кроме ATR 42-300, возможно появление более вместительной версии - ATR 72 (около 70 пасс., правда. машина еще не прошла сертификацию в Госавиаадминистрации) и канадских реактивных CRJ (вместимость около 70 пасс.). Этими четырьмя машинами компания должна будет выполнять не менее полутора десятков рейсов в сутки по Украине, для того, чтобы другие перевозчики вынуждены были снижать цены и конкурировать с новым оператором.
Еще один фактор, который будет сдерживать развитие рынка - отсутствие нормальной аэропортовой инфраструктуры. Надо сказать, что декабрьская презентация компании «ЮТэйр-Украина» до боли напоминало презентацию в аэропорте «Киев» (Жуляны) другого перевозчика - авиакомпании «Хорс». Это предприятие в июне 2009 г. провело презентацию своей программы полетов на внутренних линиях из Жулян. Предполагалось, что на первых порах перевозчик будет обслуживать линию Киев-Симферополь на MD-82, вместимостью 160-180 пассажиров. За счет более вместительной машины и дешевизны обслуживания, в Жулянах планировалось сократить затраты и снизить цены. Впоследствии компания намерена была открыть рейсы в Харьков и ряд других областных центров.
Но как выяснилось на практике Жуляны, на тот момент, не смогли обслуживать MD-82. Необходима была реконструкция рулежных дорожек, перрона перед зданием аэровокзала, покупка спецтехники для обслуживания самолетов, трапов. О реконструкции пассажирского терминала как-то даже и не удобно упоминать - ее обещают провести вот уже пять лет, но до сих пор ограничились косметическими переделками. Все эти факторы привели к тому, что «Хорс» ограничился использованием на внутренних рейсах менее вместительного Saab, а впоследствии и вообще отменил рейсы. Таким образом, перспективы «ЮТэйр-Украина» напрямую связаны с развитием Жулян. Если новое руководство аэропорта (КГГА сменила гендиректора аэропорта в сентябре 2009 г.) и дальше будет проводить реконструкцию аэропорта «вялотекущими» темпами, новый перевозчик вряд ли сможет серьезно повлиять на ситуацию на внутреннем авиарынке.