— На самом деле получают в два-три раза больше. У нас преобладают частные авиакомпании. Часть зарплаты выдают черным налом, — рассказывает киевлянин Олег, 39 лет.
В 1996-ом он окончил Государственную летную академию в Кировограде. Четыре года пилотировал пассажирские и транспортные самолеты в Украине и России. Потом направился за границу.
— Наших летчиков нанимают в Африку и Азию. Знакомые посоветовали Анголу. Там сравнительно безопасно. Зарплата выше, чем в Украине или России. Меня взяли кавеэсом — командиром воздушного судна. Платят ставку 4 тысячи долларов и дополнительно за налеты. Владельцы многих авиакомпаний Анголы — бывшие советские кагэбисты и военные. Остались там еще с 1990-х. Воевали за коммунистический режим. Теперь поставляют оружие. В Африке около двух десятков стран воюют, поэтому спрос есть. Берут танки, бронетранспортеры, пушки. А мы их перевозим из портов. Недавно переправляли из Анголы в Конго кубинских наемников. Не люди, а машины для убийства. Они в Африке с 1970-х. Нанимаются к тем, кто хорошо платит.
Часто Олегов Ан-12 загружают автоматами Калашникова.
— Оружие новое, в смазке. Изготовлено в 1960–1970-х. Я думаю, его с военных складов в России и Украине поставляют. Не спроста же в Украине взрывались военные склады. Оружие перевозят через несколько стран. Мы недавно забирали партию в стране Сьерра-Леоне. Рядом Либерия. Там украинские миротворцы стоят. Грузовые самолеты в Африке — преимущественно Аны. Их в 1990-х разворовали из России и Украины. Техника устаревшая, но исправно служит. Без проблем садится на грунтовку.
У Олега тоже есть Калашников. Говорит, в Судане или Сомали без него ходить опасно.
В Африку берут опытных пилотов, которые налетали не меньше 5 тыс. ч. Нужно иметь разрешения на управление транспортными судами.
Украинцев нанимают охотно. Потому что те соглашаются на меньшую плату, чем россияне. В Либерии украинские миротворцы-вертолетчики получают от $1,2 тыс. Российские летают за $3 тыс. Командирам грузовых самолетов платят до $8 тыс.
— На Новый год мы стояли в Анголе. Рядом в кабаке компания россиян пьянствовала. Один по фамилии Писчасов, замухрышка такой, громко выдает тост: ”Желаю, чтобы африканская земля избавилась от хохляцких оборванцев и других плохих людей”. Украинцы встали и устроили ему избавление. В Либерии преимущественно россияне держат фирмы по добыче золота и алмазов. ”Крышует” их президент страны.
— У наших миротворцев регулярно ”пропадает” авиационный керосин. Вертолетчики сбывают его россиянам. Кражи списывают на местных. Власть начинает усиленные поиски. Но все напрасно. Как говорят здесь бывшие кагэбисты, ”у нас паспорта разных стран, но все мы русские в душе”, — смеется Олег. — Бывает, нас обстреливают. За этот год разбились три Ан-12. Все с украинскими экипажами. Человек 40 погибло. Летом в Судане упал Ан-32 с белорусами.
Самолеты — преимущественно Аны. Их разворовали из России и Украины
В Африку едут пилоты старше 45 лет.
— Дома их посылают на пенсию по состоянию здоровья. А ребятам хочется жить на широкую. Вот и едут за границу. Кое-кто в 65 лет еще летает. В Европе или Америке новая техника, и их навыки не нужны.
Военных летчиков в Африке нанимают на истребители МиГ. Платят от $10 тыс. Законодательство Украины и России запрещает служить в иностранных армиях. Поэтому работу находят через интернет-сайты. Много объявлений — от посредников.
— Мой напарник натолкнулся на якобы испанскую фирму, которая набирает людей в Марокко. Зарплата 8 тысяч евро. Мы попросили знакомого проверили адрес в Мадриде. Оказалось, что фирма — это маленькая комната при баре. Сидит за столом бандитская рожа вербовщика. Говорит с рязанским акцентом. Попадешь к такому — три года будешь отрабатывать потом билет домой.
Надежнее искать работу через коллег, которые уже устроились в Африке.
За год работы в Африке Олег заработал на квартиру. Купил двухкомнатную на столичном Сырце. В ней живет жена Наталья. Потом приобрел новое жилье в районе Осокорки. Поселили туда квартирантов. Летчик заболел малярией. Дважды в год он принимает лекарства, ложится под капельницу.
Бедняки сдают дочерей в аренду
Экипаж Олега работает до 12 ч. в день. Несколько часов приходится на полет. Остальное время — на разгрузку. День-два отдыхают.
— В Чаде пьем местный самогон — спирт с паленым сахаром. Наши спецы гнать бархановку. Страшная гадость. Сьерра-Леоне известна дрянным виски и сифилисом. Избавь, Боже, снимать там баб. В Судане негритоски страшные. В Кении — ни рыба ни мясо. Немногим лучше в Эфиопии. Возле аэродрома в Кении есть пединститут. Цепляем студенток. Самые лучшие бабы в Анголе. И фигуркой, и личиком. Бедняки сдают нам своих дочерей в аренду по 2 доллара в час. Потом тратят их на красивую жизнь. Могут купить себе чипсов или кока-колы.