До этого во Франции Ефимов установил массу мировых рекордов, а сюда прибыл как состоявшийся летчик, рекордсмен мира. Люди, затаив дыхание и задрав вверх головы, следили за ним как вкопанные. А на следующий день среди народа даже нашлись смельчаки, которых Михаил Ефимов взял с собой покататься...
Накануне 100-летнего юбилея этого знаменательного события одесситы захотели воссоздать старинную машину, для чего и обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского национального аэрокосмического университета.
- Мы отыскали чертежи в библиотеке Короленко, - рассказывает руководитель бюро Геннадий Хмыз. - А потом вышли на российского историка Г. Галли, который защитил по «Фарману-4» кандидатскую диссертацию. В результате мы имеем очень хорошую документацию на этот самолет.
Каркас машины уже готов. Он занимает практически все пространство в цеху конструкторского бюро. На нем еще нет обшивки, однако уже есть кабина пилота. Правда, это не совсем привычная для нас кабина, а обыкновенные деревянные лавочки.
- Заказчик поставил перед нами задачу - сделать такой самолет, который будет летать, - рассказывает Геннадий Хмыз. - Поскольку на «Фармане-4» даже собираются делать рейс Одесса - Киев, мы, естественно, пересмотрели конструкцию 1908-го и улучшили аэродинамические характеристики: сделали нормальный профиль, усилили лонжерон, подкосы, чтобы залазить в кабину. Естественно, мы нигде не найдем оригинальный мотор (там стоял «Гном» в 50 лошадиных сил), поэтому поставим роторно-поршневой двигатель с «Мазды» седьмой модели. Масло в первых самолетах было касторовое, именно поэтому летчиков в те времена можно было определить по запаху касторки. Наш же самолет так «пахнуть» не будет.
СПРАВКА «КП»
Михаил Никифорович Ефимов (1881 - 1919) - первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века. Дважды чемпион России по мотоциклетному спорту.
С 1909-го увлекся авиаспортом. Выиграл множество престижных международных соревнований, на призовые деньги купил самолет.
С 1914 года служил на Западном фронте, главным образом занимаясь разведкой и бомбардировкой. Затем получил назначение в Севастополь, в гидроавиацию. Вскоре переехал в Одессу. Был расстрелян в августе 1919 года белогвардейцами.
ТТХ «Фарман-4»
Размах крыла - 10,5 м
Длина от носа до хвоста - 12,5 м
Высота - 3,5 м
Взлетный вес - 570 кг (включая топливо и пассажиров).
Взлетная скорость - 60 км/час
Крейсерская скорость - 85 км/час (на оригинальном была 65 км/час)
КСТАТИ
Это далеко не первый самолет для харьковского студенческого конструкторского бюро. Пионером был лайнер Григоровича - М-9, который снимали в фильме о юности Королева «Разбег». А еще - «Ньюпор-4», восстановленный по чертежам для фильма «Джокер». Интересно, что оба фильма снимались на Одесской киностудии. Тут был воссоздан также самолет По-2.
- Сейчас М-9 стоит разобранный в нашем цеху, а вот у «Ньюпора-4» более счастливая судьба: сын Олега Табакова, Антон Табаков, создал ночной клуб «Пилот», где мы по его просьбе и установили этот лайнер - подвесили к потолку, - рассказал Геннадий Хмыз.