19.09.06 
На Киевщине разбился частный двухмоторник. Среди погибших - известный бизнесмен Сергей Мирошниченко и его жена.
В воскресенье в 4 часа дня с аэродрома "Чайка" взлетел маленький двухмоторный самолет Л – 200 "Морава" с тремя пассажирами на борту. Двое из них - VIP-персоны – 48-летний директор фирмы "Тойота центр Днепропетровск Алмаз мотор" - Сергей Мирошниченко и его жена Наталья. Погода была благоприятная и перелет не обещал никаких сюрпризов. Воздушное судно набрало высоту, и пилот взял курс на Днепропетровский порт "Камянка". Однако через несколько минут самолет исчез с экранов радаров и потерпел крушение в лесопосадке под Киевом. Никто из пассажиров не спасся. Корреспонденты "Газеты…" побывали на месте авиакатастрофы…

В воскресенье в 4 часа дня с аэродрома "Чайка" взлетел маленький двухмоторный самолет Л – 200 "Морава" с тремя пассажирами на борту. Двое из них - VIP-персоны – 48-летний директор фирмы "Тойота центр Днепропетровск Алмаз мотор" - Сергей Мирошниченко и его жена Наталья. Погода была благоприятная и перелет не обещал никаких сюрпризов. Воздушное судно набрало высоту, и пилот взял курс на Днепропетровский порт "Камянка". Однако через несколько минут самолет исчез с экранов радаров и потерпел крушение в лесопосадке под Киевом. Никто из пассажиров не спасся. Корреспонденты "Газеты…" побывали на месте авиакатастрофы…

В понедельник в селе Крюковщина на Киевщине только и разговоров было, что об упавшем в овраге за селом самолете. И не мудрено – ведь многие работали на огородах, когда крылатая машина едва не спикировала им на головы. Поехали в указанном одним из жителей направлении – к лесополосе. Когда выбирались на окраину – издали в лесочке приметили дежурившую пожарную машину, но проехать к самому месту падения – не вышло. Дорогу преградил глубокий яр, поросший деревьями и кустарником. Спускаемся по тропинке, благо ориентиром служит протянутый от машины спасателей пожарный рукав. Тут же натыкаемся на милицейский кордон, который удалось пройти только после долгих препирательств с блюстителями, почему-то решившими, что журналисты помешают работе комиссии. Под горкой показался красно-белый фюзеляж покореженного самолета с нарисованным национальным флагом на хвосте. Территория вокруг упавшего судна огорожена сигнальной лентой, а вокруг столпились многочисленные представители властей – прокурор Киево-Святошинского района, начальник местного УМЧС, эксперты Госавиаслужбы… За ленту никого не пускают, но мы воспользовавшись всеобщей сумятицей и все же проскользнули поближе. Самолет, потерпевший бедствие выглядел ужасно. Механизмы в кабине покорежены, металлические части вогнуты внутрь, крылья раздроблены, а вокруг валялись документы и вещи погибших людей. Трава в радиусе нескольких десятков метров выжжена дотла, а один из винтов отлетел и вгрызся изогнутыми лопастями в грунт.

Очевидец: он чуть не врезался в нас!

- В воскресенья наша бригада красила электроопоры, чтобы не ржавели, - рассказывает Анатолий Мартыненко, монтажник "Киевэнергостроя". – Мы были на высоте и вдруг услышали какой-то странный надрывный звук. Видим с хлопцами – самолет летит низко-низко, едва не касаясь проводов. Сперва перепугались, ведь рев двигателей был такой натужный. Ну, думаю сейчас как грохнется прямо на нас. Но нет. Машина повернула к лесочку и как гупнет об землю в метрах 20 от ж/д полотна! Я с ребятами спустился в считанные секунды – мы ведь натренированы годами - и туда, к самолету. Прибежали в овраг, а вокруг него трава горит и мужичонка какой-то носится, а на нем волосы горят. Сперва приняли его за пассажира самолета, но потом оказалось, что он из соседнего Вишневого. Человек был в шоке, так как сильно обгорел, жена и ребенок плакали…Поначалу первые несколько минут подойти к самолету боялись. А вдруг рванет, да и у нас одежда краской и растворителем пропитана насквозь. Но потом плюнули на все – Володька наш давай двери ломать – еле открыл, кто-то из наших стекло высадил…Людей-то вытянули, но они уже были неживые – кости все им попереламывало, а тело пилота вообще начало гореть.

Как оказалось, во время падения самолет повредил бак, вылилось горючее и рядом запылала трава. В это время на полянке отдыхал житель Вишневого с женой и ребенком – он пытался чем-то помочь, но в итоге сам сильно обгорел. Спасателей и медиков вызвали по мобильным, принадлежавшим пассажирам. Обгоревшего вишневца сначала отвезли в больницу Боярки, а потом переправили в столичный Ожоговый центр. Медики сейчас борются за его жизнь – у пострадавшего обгорело около 70 % кожного покрова.

- Долго не могли найти специалистов, которые бы знали, как отключить электроцепь разбившегося двухмоторника, - говорит Владимир Маловик, начальник УМЧС Киево-Святошинского района. – Без специальных рекомендаций мы ничего не могли сделать – ведь мог произойти взрыв. Электроцепь работала пока не разрядился аккумулятор самолета. Хорошо хоть топливо при падении все вытекло.

Эксперт: на одном двигателе он мог вернуться назад

На месте удалось найти уцелевшее летное удостоверение, забрызганное кровью. По документу этот самолет производства чешской фирмы LET n. p. Kunovice был куплен в мае сего года двумя жителями Днепропетровска – Сергеем Мирошниченко и Алексеем Шохом. Бывший владелец в удостоверении указан не был.

- Самолет упал через 14 минут после взлета, - поделился с "Газетой…" Николай Лысов, замначальника отдела расследований авиапроисшествий Госавиаслужбы. – Взлетел с "Чайки" в 16. 00. Последний раз пилот вышел на связь с диспетчером порта "Жуляны" и запросил пересечь взлетно-посадочный курс аэропорта, то есть разрешить пролететь над портом. Диспетчер разрешил и приказал доложить про выход из зоны. Но сделать это пилот уже не смог – в 16. 14 судно упало под Крюковщиной. Предварительная причина падения – отказ левого двигателя. По правилам, если отказал один из двигателей, самолет должен либо вернуться в аэропорт, либо приземлиться в подходящем для этого месте. На одном двигателе он мог дотянуть до "Чайки", но, наверное, предпочел сесть и эта попытка завершилась трагично. В самолетах такого типа нет черных ящиков, поэтому придется делать полную техническую экспертизу, а также принять во внимание показания очевидцев. На эти процедуры обычно отводится 45 дней. С разрешения совладельца самолет разрежут и доставят для обследования либо на "Чайку", либо на одно из предприятий АНТК им. Антонова. Что касается ответственности, то так как самолет частный, то за техническое состояние отвечает владелец. Пилот же перед вылетом обязан проверить, все ли в порядке.

Местные говорят, что пилот ценой своей жизни и жизней пассажиров спас их. Ведь машина могла рухнуть на тех, кто работал в поле или на один из домов. Однако, отведя опасность от жителей, летчик – 58 –летний днепропетровец Валерий Исаенко не смог спасти себя и людей. Что касается третьего погибшего пассажира, то "органы" не говорят его фамилию, однако по своим каналам "Газете…" удалось узнать, что это 38-летний киевлянин Валерий Трифонов. Остается только гадать либо он был знакомым четы Мирошниченко, либо деловым партнером.

Жизнь пострадавшего – на волоске

Василий Волошин, заведующий ожоговым отделением Киевской областной клинической больницы №1
– Состояние Анатолия Прокопца, который пострадал во время авиакатастрофы под Вишневым, крайне тяжелое. Ожоги второй и третьей степени занимают до 70% поверхности его тела. Шансы у Анатолия есть, но насколько они велики – сейчас сложно оценить. На данном этапе все зависит от того, какие последствия будет иметь для него ожоговый шок. Ежедневно на лечение этого пациента уходит 6-7 тысяч гривен. Средств на ближайшее время хватает. В дальнейшем пострадавшему, я думаю, окажет помощь, необходимую для завершения курса лечения, управление здравоохранения области.

"Мораву не выпускают уже лет 30"

Юрий Яковлев, главный конструктор научно-производственной фирмы "Аэропракт"
– Чешский "L-200 "Морава" относится к классу легких четырехместных самолетов. Это достаточно серьезная техника, в советское время она была очень распространена в нашей стране. Самолеты "Морава" не выпускают уже, наверное, лет 30, однако, поэтому запчасти для этих крылатых машин достать непросто. Некоторые авиаторы используют старые детали, снятые со списанных самолетов. Сама по себе "L-200 "Морава" – достаточно надежный самолет, а поломки случаются у машин любого класса, даже у Боингов. В случае отказа одного из двигателей опытный пилот может посадить самолет без повреждений. Насколько я знаю, за штурвалом "Моравы", которая разбилась под Вишневым, находился как раз такой высококлассный пилот из Днепропетровска. Что помешало ему посадить самолет – пока не известно.

Справочная "Газеты…"

Самолет "L-200 "Морава" сконструирован чешским конструктором Ладиславом Шмрчеком, первые экземпляры этой крылатой машины выпущены в 1957 году. К 1968 году было построено более 1000 самолетов. Этот тип самолета выпускался также по лицензии в Югославии.

Основные характеристики "L-200 "Морава"

Тип: легкий двухмоторный служебный самолет.
Силовая установка: два рядных поршневых двигателя Вальтер М337 мощностью 157 кВт (210 л.с.).
Летные данные: максимальная крейсерская скорость 285 км/час (177 миль/час); практический потолок 6200 м (20340 футов); дальность полета 1800 км.
Вес: пустого - 1360 кг (2998 фунтов); максимальный взлетный - 2000 кг (4409 фунтов).

Андрей ТКАЧ, Газета по-Киевски

Фотографии

http://www.pk.kiev.ua/country/2006/09/19/090030.html