В ходе заседания председатель Донецкого областного совета Анатолий Близнюк назвал основные этапы подготовки к Чемпионату Европы по футболу 2012, запланированные на 2010 год. Одним из наиболее сложных вопросов остается реализация проекта реконструкции КП «Международный аэропорт «Донецк». Именно этот объект находится под пристальным вниманием УЕФА и требует наибольших капиталовложений со стороны государственного бюджета.
«Согласно договору с принимающим городом, в случае невыполнения гарантий и сроков подготовки инфраструктуры, УЕФА оставляет за собой право в любой момент лишить город статуса принимающего», - напомнил Близнюк.
В связи с этим председатель Донецкого облсовета назвал «точки невозврата» в реализации проекта реконструкции донецкого аэропорта.
По словам А. Близнюка, в феврале: должен быть утвержден скорректированный титул на строительство взлетно-посадочной полосы и поступить средства на аванс и предоплату за необходимые стройматериалы.
В апреле на новой взлетно-посадочной полосе должен начаться монтаж светосигнального оборудования, параллельно - демонтаж оборудования старой взлетно-посадочной полосы.
В мае ситуация покажет, соблюдается ли график строительства нового терминала донецкого аэропорта, или придется обеспечивать за счет реконструкции старого и обустройства временных терминалов. Также в мае необходимо начать строительные работы на аэродромно-диспетчерской вышке.
В октябре должно произойти переключение полетов на новую взлетно-посадочную полосу, в противном случае, мы парализуем работу аэропорта.
"Мы находимся на лезвии ножа", - напомнил А. Близнюк.
В свою очередь, начальник управления мониторинга реализации инвестиционных проектов и бюджетных программ Донецкого облсовета Татьяна Агеева отметила, что единственным фактором, который на сегодня тормозит реализацию данного проекта, остается финансирование. Деньги, выделенные областным советом на реконструкцию КП «Международный аэропорт «Донецк» зависли в Казначействе, а из Госбюджета финансирование практически не поступает.
Т. Агеева напомнила, что согласно требованиям УЕФА, донецкий аэропорт должен иметь возможность принять 3100 пассажиров в час. Выполнение этого требования будет обеспечено за счет строительства нового терминала, который сможет принять 1400 пассажиров в час, реконструкции старого терминала – 700 пассажиров в час и обустройства временного – 1000 пассажиров в час.
Кроме того, реконструкция аэродромного комплекса предполагает строительство новой взлетно-посадочной полосы, мест стоянок для самолетов, аэродромно-диспетчерской вышки.
Т. Агеева отметила, что ведется постоянный мониторинг за ходом реализации проекта реконструкции КП «Международный аэропорт «Донецк». Совместно с генеральным подрядчиком строительства – финансово-промышленной группой «Альтком» - организован оперативный штаб, которым контролируются графики выполнения работ. Информация отсюда поступает УЕФА. «Отставание от выполнения генерального плана рассматривается посуточно», - сказала она.
«Строительство новой взлетно-посадочной полосы было начато в 2007 году. На сегодня профинансировано 895 миллионов гривен – это за 2007-2009 годы… Общие строительные работы выполнены на 67%... Сегодня у нас наблюдается отставание по общестроительным работам на 4 месяца. Это строительство магистральной рулежной дорожки и соединительной рулежной дорожки», - сказала Т. Агеева.
Она уточнила, что программа строительства аэропорта Донецка в прошлом году была профинансирован за счет средств государственной программы хуже всех. «Мы находимся на последнем месте среди четырех аэропортов городов, принимающих Евро-2012», - констатировала Т. Агеева. По ее словам, на сегодня задолженность перед компанией-генподрядчиком составляет более 39 миллионов гривен.
«На сегодня оформлены все необходимые документы на получение средств из государственного бюджета. По последней информации, деньги находятся в казначействе. Мы ожидаем, что задолженность перед «Альткомом» будет погашена в ближайшие дни», - высказала надежду Т. Агеева.
Она отметила еще один важный момент в реализации данного проекта: «Взлетно-посадочная полоса имеет проект, титул, который прошел согласование всех инстанций. Осталось согласовать в комиссии главКРУ, при Кабинете министров. Отсутствие в феврале утвержденного титула – это уже остановка строительства, потому что по старому титулу не могут выдать финансирование, а если не будет финансирования для закупки необходимых материалов и конструкций – остановится строительство».
Т. Агеева еще раз подчеркнула, что в случае отсутствия финансирования в октябре 2010 года будет парализована работа аэропорта, потому что возврат на существующую сегодня взлетно-посадочную полосу будет невозможен.
Что касается строительства аэродромно-диспетчерской вышки, то и здесь все упирается в решение Кабинета министров, где находится на утверждении титул на проведение проектных работ. «Мы ожидаем, что уже в феврале титул на проектно-изыскательные работы будет утвержден, и тогда можно будет ожидать выделения финансирования», - сказала Т. Агеева.
По ее словам, на сегодня проектные работы выполнены на 56%. «Задолженность перед подрядчиком за выполненные работы - 860 тысяч гривен, аванс был получен в размере 900 тысяч в прошлом году», - уточнила Т. Агеева. Она добавила, что реализация этого объекта также напрямую зависит от своевременного финансирования.
«Следующий объект – проектирование и строительство перронов. Необходимо 112 стоянок для воздушных судов. На сегодня аэропорт располагает 30 стоянками. Общая стоимость, пока без проектных решений, 455 миллионов гривен за счет государственного бюджета. Начало работ – август 2009 года, окончание – сентябрь 2011», - отметил а Т. Агеева. По ее словам, задержка на стадии проектирования составляет 2 месяца, хотя работы по проектированию выполнены на 80%.
Т. Агеева добавила, что по строительству перронов и аэродромно-диспетчерской вышки есть определенный запас времени. Здесь работы должны начаться в апреле.
«Строительство здания нового терминала начато. Подготовительные работы выполнены на 100%, общестроительные на 11%. На данный момент идет корректировка проекта с привлечением специалистов из Хорватии, задействованы также отечественные проектные институты», - отметила Т. Агеева.
Работы на строительстве нового авиатерминала начались еще до снегопадов.
По ее данным, на этом объекте также есть отставание от графика, связанное с задержкой финансирования.
«100 миллионов гривен у нас было предусмотрено в областном бюджете в 2009 году. 75 миллионов было выделено из областного бюджета, они попали на счет заказчика, но, по известной вам причине, казначейское ручное управление не позволило нам обеспечить полностью оплату за выполненные работы. Сегодня перед подрядчиком задолженность составляет около 10 миллионов гривен и мы не смогли сделать предоплату за материалы и металлоконструкции», - констатировала Т. Агеева.
Она акцентировала внимание на необходимости внесения изменений в государственную целевую программу. Это необходимость увеличения сметной стоимости строительства новой ВПП, а также ряд других вопросов, связанных с корректировкой существующего проекта и другими аспектами финансирования.
Развернуться строительству не позволяет отсутствие государственного финансирования.
Генеральный подрядчик строительства нового терминала КП «Международный аэропорт Донецк» и самой современной в Украине взлетно-посадочной полосы - ФПГ «Альтком» - изначально заявлял о том, что обладает достаточными возможностями для реализации данного проекта в срок. Потенциал компании позволяет справиться и с небольшими задержками в финансировании. Однако на сегодня эти задолженности превратились в систему, и речь уже идет даже не о госфинансировании, которое должно было стать основным источником средств для реконструкции аэропорта, а о средствах, выделяемых местными бюджетами.
В результате область готовит воздушные ворота Донецка к принятию гостей Евро-2012 «не благодаря, а вопреки». И потому вопрос о том, как долго правительство будет испытывать Донецк на прочность, остается открытым.