В 2009 году "Днеправиа" не смогла улучшить финансовые показатели: ее чистый убыток увеличился на 27,77%, до 274,72 млн грн, хотя выручка выросла на 81,4%, до 675,81 млн грн, сообщил перевозчик в официальной прессе в пятницу. Улучшить показатели компании помешали подорожание топлива и аренды самолетов Boeing 737 и Embraer 145, рост валютного курса и падение пассажиропотока, объяснили в "Днеправиа". Компания также увеличила затраты на аэропортовое, навигационное и техническое обслуживание в связи с ростом количества маршрутов.
"Днеправиа" несмотря на показатели обслуживает самый большой парк среди украинских авиаперевозчиков и продолжает его наращивать. Сейчас компания эксплуатирует 11 региональных Embraer 145 и 6 среднемагистральных Boeing 737. А в этом году планирует взять в лизинг еще 14 Embraer 145 обанкротившейся Alitalia (см. Ъ от 8 февраля). Лизинг каждого, по оценкам экспертов, обходится минимум в $50 тыс. в месяц.
ОАО "Днеправиа" создано в 1996 году. В его состав входят одноименная авиакомпания и международный аэропорт "Днепропетровск". 94,57% акций авиакомпании с прошлого года через ООО "Галтера" принадлежат структурам, близким к акционерам ПриватБанка. В прошлом году авиакомпания перевезла около 620 тыс. пассажиров (+43,52% к 2008 году).
Финансовые проблемы "Днеправиа" испытывает не первый год. С 2004 года компания проходила процедуру банкротства, а за 2008 год ее убыток увеличился в 32,2 раза – до 215 млн грн. "В прошлом году кредиторы компании увеличивали ее долги, чтобы потом дешево купить в процессе приватизации и отсечь потенциальных конкурентов",– уверен директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. ООО "Галтера", подконтрольное акционерам ПриватБанка (крупнейшего кредитора авиакомпании), купило 95% акций "Днеправиа" всего за $7,4 млн (см. Ъ от 31 августа 2009 года).
Сразу после приватизации "Днеправиа" председатель Днепропетровской областной госадминистрации Виктор Бондарь заявил, что совладелец ПриватБанка Игорь Коломойский намерен инвестировать в "Днеправиа" $114 млн, а также погасить в течение двух недель 440 млн грн кредиторской задолженности. Были ли выполнены эти планы, пока неизвестно.
Впрочем, для роста убытка "Днеправиа" есть и объективная причина – неэффективное использование флота. Самолеты компании имеют средний налет 4-5 часов в день, тогда как самолеты крупнейших украинских перевозчиков – 10-12 часов. "Авиакомпания может сократить убытки в этом году за счет более активного использования флота. В первую очередь, на сети 'Аэросвита'",– считает господин Кава. Сейчас "Днеправиа", "Аэросвит" (52% акций владеют структуры, подконтрольные владельцам ПриватБанка и сопредседателю набсовета компании Григорию Гуртовому) и "Донбассаэро" (входит в альянс с "Аэросвитом") отрабатывают новую модель сотрудничества. Председатель правления "Днеправиа" Сергей Ткаченко ранее говорил, что, помимо соглашений о код-шеринге, возможно взаимное использование ресурсов компаний. "Днеправиа" уже передала "Аэросвиту" в сублизинг Boeing 767.