О решении включить региональный пассажирский авиалайнер Ан-140 в продуктовую линейку корпорации ОАК сообщил в конце прошлой недели ее президент Алексей Федоров. Как уточнили представители российского авиапрома, основной причиной такого шага стала необходимость расширить программу региональных перевозок за счет самолета, который наиболее актуален в отдаленных регионах. Напомним, Ан-140 рекомендован к эксплуатации в условиях особо низких температур, а также при использовании грунтовых взлетно-посадочных полос.
Заметим, в ожидании какого-либо решения со стороны руководителей российского авиапрома в отношении Ан-140 отрасль пребывала уже не первый год. Как писали «i», в ноябре прошлого года государственная ОАК договорилась с компаниями Олега Дерипаски о вхождении в капитал самарского завода «Авиакор» (на его мощностях выпускается Ан-140 российской сборки). Смена собственника поставила под вопрос дальнейшее будущее Ан-140: проект мог либо получить финансовые вливания и новую жизнь, либо оказаться принесенным в жертву более перспективным, с точки зрения ОАК, разработкам.
По информации «i», вероятность развития событий именно по второму сценарию была достаточно высока. «Россия всегда делала ставку на Ил-114, который ориентирован на ту же рыночную нишу, что и Ан-140,— турбовинтовых региональных авиалайнеров на 60-70 пассажиров. И Ан-140 в России считался частным проектом, поскольку завод Дерипаски собирался делать его полностью самостоятельно»,— объясняет представитель российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (основной акционер — ОАК).
Напомним, самолет Ил-114 был разработан еще в начале 90-х гг. российским ОКБ им. Ильюшина, серийное же производство осуществляется на стапелях Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан). Это предприятие еще в 2007 г. заключило соглашение с ОАК о вхождении в состав этой корпорации. Не в последнюю очередь потребность россиян в таком объединении обуславливалась намерением самостоятельно создавать пассажирский самолет для региональных линий. Впрочем, до сих пор вхождение так и не состоялось: по данным участников рынка, стороны не могут сойтись в вопросе финансовой доли каждого из партнеров в совместном предприятии.
Судя по всему, потребности ОАК в самолете-аналоге Ан-140 на сегодняшний день оказались велики.
«Включение авиалайнера в продуктовую линейку ОАК — большой плюс для Ан-140 и украинских заводов, которые участвуют в его сборке. Скорее всего, это значит, что ОАК будет напрямую финансировать этот проект, продвигать его через свою торговую структуру на рынке, а также подключать доступные ей через связанные компании альтернативные механизмы финансирования, например лизинг»,— говорит директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. Эксперт также видит возможность более широкой реализации перспектив Ан-140. Так, одной из них может стать создание целой линейки модификаций этого самолета — его как пассажирских, так и транспортных, транспортно-пассажирских вариантов.