05.03.10 
Тель-Авив – одно из наиболее востребованных направлений авиаполетов из Киева. По данным Центра политического и экономического анализа, ежегодно на нем перевозится около 300 тыс. пассажиров, что приносит около $ 90 млн дохода. До этого года в Тель-Авив летали две украинские авиакомпании – "Аэросвит" и "Донбассаэро", получившие разрешения на полеты в марте 1996 года и сентябре 2008 года соответственно. Но 18 февраля Госавиаадминистрация выдала право на выполнение рейсов также "Международным авиалиниям Украины" (МАУ).

Вчера "Днеправиа" оспорила решение Госавиаадминистрации в окружном административном суде Киева, рассказал Ъ гендиректор авиакомпании Сергей Ткаченко. 2 марта компания направила жалобу в Генеральную прокуратуру. В обращении к Генпрокуратуре говорится, что администрация выдала разрешение 18 февраля – до переговоров с авиационными службами Израиля в Иерусалиме 22-23 февраля. Кроме того, Госавиаадминистрация не провела конкурс. "Мы направляли заявку в Минтранссвязи 24 февраля, но Госавиаадминистрация проигнорировала как наше обращение, так и обращение компании Windrose",– заявил господин Ткаченко.

Позицию "Днеправиа" поддержал член комитета Верховной рады по вопросам правосудия Святослав Олийнык. Вчера он направил в Минтранссвязи, СБУ и МВД депутатские обращения, в которых потребовал вмешаться в ситуацию и дать оценку действиям главы Госавиаадминистрации Александра Давыдова. "По закону 'О борьбе с коррупцией' госорганы должны предоставлять всем предпринимателям равные возможности по предоставлению услуг. У нас же сложилась ситуация, когда международные переговоры были проведены под конкретную компанию. В законе это называется 'непредусмотренное законодательством преимущество'",– объяснил господин Олийнык.

Получить комментарий Александра Давыдова вчера не удалось – на звонки на мобильный он не отвечал. И. о. министра транспорта и связи Василий Шевченко заявил, что министерство намерено создать специальную комиссию, которая рассмотрит действия господина Давыдова и вынесет решение относительно законности предоставления МАУ права совершать полеты в Израиль.

Решением Госавиаадминистрации недовольны и другие авиаперевозчики. "Год назад мы подавали заявку на направление Киев–Тель-Авив и были несколько удивлены, узнав, что лицензию получили МАУ",– заявил гендиректор Windrose Владимир Каменчук, отметив, что не намерен подавать жалобы в Генпрокуратуру и суд.

В МАУ считают, что Госавиаадминистрация поступила законно. "В законе не сказано, что должен быть конкурс. Решение о назначении перевозчика принимает Госавиаадминистрация. Она же принимает решение, проводить или не проводить конкурс,– заявила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.– С нашей стороны все законно, наша заявка была подана в прошлом году". Евгения Сацкая также напомнила, что МАУ несколько лет подряд неоднократно подавали заявку на направление Киев–Москва, но в итоге разрешение без конкурса было отдано другой авиакомпании.

"Днеправиа" может оспорить решение администрации на том основании, что выбор перевозчика согласно украинскому законодательству должен был быть сделан после переговоров с Израилем, считает партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко. "Некоторые страны требуют, чтобы Украина заранее называла оператора, когда начинает переговоры",– сказал он.

Член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Николай Ковзель полагает, что, если "Днеправиа" добьется в суде отмены решения Госавиаадминистрации, это может изменить правила игры на рынке. "Если сейчас Госавиаадминистрация принимает решение самостоятельно и может проводить конкурс, а может не проводить, то после столь громкого скандала она постарается сделать процедуру максимально прозрачной. И конкурсы по выбору уполномоченной авиакомпании будут проводиться в обязательном порядке, чтобы ни у кого не возникало претензий",– соглашается член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж.

Джерело Коммерсант