23 февраля в Иерусалиме был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в украинско-израильское соглашение о воздушном сообщении. Казалось бы, банальное и чисто техническое соглашение. Собственно, ничего особого и не ожидалось. Однако действительность превзошла все прогнозы.
Израильтяне хотели бы уменьшения ограничений по количеству израильских паломников в самолетах на еврейский Новый год (отмечаемый в сентябре) и увеличения количества рейсов.
В Украине, в Умани, находится одна из святынь еврейского народа — могила ребе Нахмана, и ее традиционно посещают тысячи паломников. Так как Киев не возражал, то переговоры ожидались короткими и несложными. С чем замминистра транспорта — председатель Государственной авиационной администрации Александр Давыдов и прибыл на Святую Землю.
И тут оказалось, как много могут “выжать” чиновники из такой банальной темы.
Вопрос о паломниках, действительно, согласовали быстро: теперь “в особых случаях” (две недели в сентябре) разрешается резко увеличивать общее количество пассажиров. По данным израильской прессы, саму квоту подняли с 11 до 18 тыс. в неделю. Раньше паломников возили из Тель-Авива либо через Киев, либо через Одессу, теперь к списку добавили и Винницу.
Стороны согласились и на увеличение количества рейсов. Их станет в неделю не 28, а 42 (пополам каждой стороне), и суммарная емкость самолетов вырастет с 6 до 9 тыс. кресел для каждой стороны.
В принципе, хорошая новость для пассажиров.
Но вот увеличение сейчас, в кризис, количества авиаперевозчиков до трех (опять-таки с каждой стороны) вызвало ряд вопросов. Перегрузки на линии не наблюдается. Наоборот, поток упал на 12% и в настоящее время продолжает падать. Впрочем, конкуренция — вещь полезная, если, конечно, является честной.
Так что самым интересным ожидался вопрос о том, кто же будет третьим перевозчиком и как поделят рейсы. Представители Госавиаадминистрации Украины туманно заявили, что “для определения трех перевозчиков будет собираться лицензионная комиссия администрации, которая определит и перевозчиков на линии, и разделит между ними 21 рейс”.
Правда, по рынку давно ходили слухи, что на роль третьего активно пробивалось СП ЗАО “Международные авиалинии Украины” (МАУ).
Появились также сведения, что на переговорах в Иерусалиме оно и было названа третьим перевозчиком, причем ее предложила украинская сторона. Однако в авиационной администрации не подтвердили эту информацию. Если это так, то представители славной администрации банально вешали лапшу. Все было решено еще до самих переговоров.
Уже 18 февраля 2010 года, то есть за четыре дня до встречи в Иерусалиме, Госавиаадминистрация… подписала дополнение №1 к Лицензии авиакомпании “МАУ” на право выполнения рейсов “Киев—Тель-Авив”. Вообще-то лицензия, предоставляющая право авиакомпании выполнять международные регулярные полеты, выдается уже после заключения соглашения о воздушном сообщении двух стран.
Более того, согласно “Положению о порядке проведения конкурса на право эксплуатации международной воздушной линии”, при наличии заявлений от двух и более авиапредприятий на предоставление права выполнять регулярные полеты Госавиаадминистрация должна провести конкурс между перевозчиками Украины. И уже на нем определить компанию, которая получит право на эксплуатацию указанной международной воздушной линии.
В данном случае претендентов на рейс было как минимум двое, а не только СП ЗАО “МАУ”.
О намерении участвовать в конкурсе, если таковой будет объявлен, говорила авиакомпания “Роза Ветров” (Windrose), имеющая современные Airbus A320 и Embraer 195. Сразу после завершения переговоров, 24 февраля, заявку на участие в конкурсе на перевозки по маршруту “Киев—Тель-Авив” подала и авиакомпания “Днеправиа” (имеет шесть Boeing-737 и Boeing-767).
Так что конкурс, по законодательству, был обязателен. Но для наших чиновников это явно мелочи, и нужную МАУ бумагу бодро подмахнули.
Кстати, чуть позже, на переговорах, ненавязчиво сдали позиции украинских авиакомпаний. Из 21 рейса в неделю, выделенного каждой из сторон, на трех можно использовать самолеты емкостью до 265 человек. Так как у украинских авиакомпаний машин таких размеров просто нет, пункт был однозначно в пользу израильтян. Интересно, что все это пытаются выдать за… успех.
По версии г-на Давыдова, израильские авиакомпании используют лайнеры Boeing-747 и Boeing-757, что позволяет перевозить больше пассажиров за один рейс и снижать себестоимость одного кресла в салоне по сравнению с украинскими перевозчиками. “…у нас был один вариант — ввести третьего перевозчика, но при этом ограничить емкость, чтобы избежать дисбаланса по количеству кресел на маршруте. Они были готовы к третьему перевозчику и предложили эту схему, мы ее приняли, сохранив паритет”.
Вообще-то Александр Николаевич — в прошлом неплохой летчик. Это уже позже он как руководитель “ЕЭСУ-Авиа” возил Павла Ивановича и Юлию Владимировну.
И как пилот прекрасно знает, что гигантский Boeing-747 на украинский маршрут никто не поставит. А самолетами Boeing-757 он и так разрешил вывозить до 20% пассажиропотока.
Напомним, сейчас маршрут обслуживают в основном самолеты меньших размеров — Boeing-737 и даже (со стороны израильтян) еще меньшие бразильские Embraer 195. И вполне справляются: загрузка отнюдь не 100%.
Так что то, что большие самолеты будут привлекаться сугубо для сбора сентябрьских “сливок”, причем не нашими перевозчиками, он вполне ясно представляет.
И в сухом остатке — именно возникновение нового оператора. У которого, как оказалось, заявка была подана в Иерусалиме “еще в прошлом году”, после чего “между авиационными властями Украины (т.е. г-ном Давыдовым. — К.П.) и Израиля были достигнуты договоренности”, после чего “у МАУ появилась возможность выполнять эти рейсы”…
В итоге “Международные авиалинии Украины” оптимистично сообщили о получении назначения на маршрут “Киев—Тель-Авив”. Какие тут конкурсы или лицензионные комиссии! Чиновники все давно уже определили, безо всяких глупостей. Им нужно деньги зарабатывать.
Совсем уж издевательски звучит предложение главы Госавиаадминистрации, что “любой перевозчик, который подаст заявку на выполнение полетов между Киевом и Тель-Авивом и будет соответствовать всем современным стандартам, может получить назначение от украинских авиационных властей. Однако при этом рейсы он сможет выполнять лишь в том случае, если Израиль также одобрит выход авиакомпании на данный маршрут”.
Чудесный образец конкурса по-украински! Есть три места — все уже заняты (одно — крайне “конкурентным” методом). Милости просим, дорогие участники!
Вообще-то, за доступ к рынку могли бы побороться многие. Все было бы вообще замечательно, но такой урок понимания конкурентности не все оценили.
Так, глава подкомитета комитета Верховной Рады по вопросам правосудия народный депутат Святослав Олийнык не в восторге от произведенной чиновниками перекройки рынка и попросил Министерство транспорта и связи, Министерство внутренних дел, Службу безопасности Украины и Генеральную прокуратуру дать компетентную оценку наличия или отсутствия в действиях г-на Давыдова признаков коррупционных деяний и принять надлежащие меры реагирования.
Если данные подтвердятся, прокуратура должна опротестовать решение Государственной авиационной администрации Украины относительно предоставления авиакомпании “МАУ” права выполнения рейсов между Киевом и Тель-Авивом. А Минтранс — взять на контроль дальнейшее распределение дополнительных объемов перевозки и провести назначение третьего перевозчика путем проведения конкурса на право эксплуатации международной линии.
Спустят ли обращение на тормозах — пока неясно. Дело даже не в Давыдове — вряд ли он надолго задержится в авиационной администрации. Но Украина снова показала, что относится к странам, где строгость законов нивелируется необязательностью их выполнения. И где, что и как выполнять, произвольно определяет чиновник по своему усмотрению.
Если бы хоть треть той энергии, которую наши чиновники расходуют на то, чтобы обойти законодательство, они бы посвятили чему-то полезному, Украина давно была бы процветающей страной. Но, увы, “маємо ТИХ, що маємо”.