Перед отставкой правительство Юлии Тимошенко распорядилось выделить в 2010 г. треть миллиарда гривень на создание самолета Ан-70. Но вряд ли эти деньги будут заложены в бюджет, считают эксперты.
В опубликованном вчера распоряжении Кабмина №321-р, датированном 1 марта 2010 г., экс-премьер Юлия Тимошенко поручила Минфину и Минэкономики предусмотреть в проекте госбюджета-2010 отдельные статьи для выполнения «Общегосударственной программы создания военно-транспортного самолета Ан-70» (утверждена в феврале 2004 г.). Премьер требует предусмотреть в бюджете выделение 152 млн. грн. на подготовку и освоение серийного производства Ан-70, 61,7 млн. грн. — на продолжение исследовательских и конструкторских работ и 120 млн. грн. — на производство самолета.
В КБ АНТК им. Антонова сообщили, что средства необходимы для своевременного выполнения обязательств производителя по поставке первого экземпляра Ан-70 заказчику. «В данный момент в цехах завода «Авиант» на разной стадии готовности находятся два самолета Ан-70. Срок поставки первого из них по контракту с Минобороны Украины — 2012 г.», — рассказал руководитель пресс-службы АНТК Андрей Савенко. Правда, отмечают в пресс-службе КБ, даже если предлагаемая сумма и поступит на счета создателей Ан-70, ее размер составит лишь треть от необходимого финансирования. «В целом лишь на завершение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по Ан-70 сегодня необходимо $132 млн.»,— говорит господин Савенко. Как замечают эксперты, со времени прерывания в 2006 г. финансирования проекта из-за выхода из программы России стоимость достройки Ан-70 увеличилась примерно на 30%. «Ранее называлась сумма в $100 млн. Очевидно, удорожание связано с моральным устареванием технической «начинки» самолета»,— говорит депутат ВР V созыва Александр Галуненко.
Шансы на выполнение распоряжения уже не существующего Кабмина, считает эксперт, крайне малы. «Что мешало включить эту статью в проект бюджета? В 2009 г. на развитие авиапрома было выделено около 30 млн. Это в 10 раз меньше, чем перечислило в бюджет АНТК»,— говорит господин Галуненко. Он также назвал распоряжение правительства «голословными заявлениями», поскольку «все осознают, что казна пуста». Напомним, как заявляют представители Нацбанка, существующий проект госбюджета на 2010 г. требует корректировки по части статьи расходов в сторону сокращения ее на 40 млрд. грн.
В целом эксперты подчеркивают, что успех проекта Ан-70 во многом будет зависеть от степени участия в нем России. «Пока АНТК тянет Ан-70 фактически за свой счет. Но если Россия реализует в полной мере свои заявления по возобновлению финансирования — проект будет жить. Пока же, вопреки всем разговорам, задолженность России перед Украиной в размере около $48 млн. по Ан-70 не погашена»,— говорит партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры», эксперт по авиации Роман Марченко. Как заявили в АНТК, со времени подписания с Россией протокола о возобновлении ее участия в программе АН-70 в 2009 г., правительством России было выделено два транша в объеме 150 и 500 млн. руб. Однако, по словам Андрея Савенко, эти средства идут на оплату услуг российских компаний, задействованных в работах и производстве комплектующих для Ан-70.