Нидерландская компания Gilward Investments, близкая к группе “Приват” Игоря Коломойского, подала иск в Хозсуд Киевской области. Фирма требует признать незаконной покупку компанией “Генавиаинвест” акций “АэроСвита”. “Генавиаинвест” стала акционером “АэроСвита” еще в октябре 2004 года. Тогда компания купила 25% акций авиаперевозчика у агентства воздушных сообщений и туризма “Аэротур”, которое владело 40% акций “АэроСвита”. Оставшиеся акции выкупили “Укринфоконсалт” и фирма “Бюро”. В нидерландской компании считают, что эта сделка произошла с нарушениями. Представители Gilward Investments утверждают, что они имели право первоочередного выкупа акций “АэроСвита”, так как на тот момент уже являлись акционерами перевозчика. Однако, по словам юристов компании, Gilward Investments не получила уведомления с предложением о первоочередном выкупе акций.
Gilward Investments обратилась в суд с требованием признать незаконной сделку по покупке акций “АэроСвита” компанией “Генавиаинвест”. Также истец требует списать ценные бумаги со счетов “Генавиаинвест” в пользу Gilward Investments.
Вчера акционер компании Gilward Investments Григорий Гуртовой был недоступен для комментариев.
В свою очередь в компании “Генавиаинвест” считают требования Gilward Investments абсурдными. “Очевидно, что законным путем исковые требования Gilward Investments не могут быть удовлетворены. Своими действиями Gilward Investments наносит ущерб репутации авиакомпании”, утверждают в “Генавиаинвесте”. Поскольку “Генавиаинвест” является акционером “АэроСвита” уже более 5 лет, все это время Gilward Investments знала о том, что сделка состоялась и “Генавиаинвест” является акционером компании. Уполномоченные представители Gilward Investments Арон Майберг и Григорий Гуртовой непосредственно принимали участие в заседаниях общего собрания акционеров и набсовета перевозчика, никогда не оспаривали законности прав “Генавиаинвеста” как акционера компании “АэроСвит”. В компании также напоминают, что срок исковой давности истек.
По словам старшего партнера юридической компании “Ильяшев и партнеры” Романа Марченко, в украинском законодательстве исковая давность определена тремя годами. “Однако суд имеет право восстановить сроки исковой давности, если найдет, что нидерландская компания имеет высокие основания для восстановления такого срока, то есть подтвердит, что она нарушила их по уважительной причине”, — уточнил юрист.
Первое заседание суда должно было состояться еще вчера. Однако оно было перенесено на неопределенный срок. Причина — отвод судьям, который был подан компанией “Аэротур”. Агентство обратило внимание на то, что главенствующий судья Кошик А. Ю. ранее принимал относительно компании “АэроСвит” решения, незаконность которых была признана судом вышестоящей инстанции. Кроме того, в “Аэротуре” утверждают, что подготовка к слушанию дела проходила ненадлежащим образом, в самом “Аэротуре” не получали копию иска.
Монополия изнутри
Эксперты утверждают, что на самом деле действия компании Gilward Investments продиктованы желанием группы “Приват” сконцентрировать контрольный пакет акций компании. “Думаю, это попытка оттеснить компанию “Генавиаинвест” от управления компанией, а также лишить ее возможности голосовать на собраниях акционеров, что приведет к монополии группы “Приват” в управлении компанией”, — считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
В случае если суд удовлетворит иск нидерландской компании, Gilward Investments сосредоточит 63% акций “АэроСвита”. Кроме того, на данный момент структуры, аффилированные с группой “Приват”, контролируют миноритарных акционеров — компанию “Укринфоконсалт” и “Бюро”, — владеющих в сумме 14,6% акций. В результате доля государства потеряет свой вес в управлении перевозчиком.
“Если “Привату” удастся добиться от суда решения в свою пользу, присутствие государства в авиакомпании будет размыто, а сам Фонд госимущества с 22,4% акций фактически потеряет возможность влиять на принимаемые в авиакомпании решения”, — констатирует Александр Кава.
Впрочем, в случае концентрации более 50% акций в руках иностранной компании, помимо разрешения в Антимонопольном комитете, перевозчику придется получать новое разрешение на выполнение полетов в Госавиаадминистрации. Ведь в данном случае, контрольный пакет акций компании от украинских собственников перейдет к нидерландской компании. Выдача такого разрешения регулируется в частности международными договоренностями с другими государствами, поэтому существует риск в отказе выдачи нового документа. “В частности такие договоры заключены между Украиной и Россией. В свою очередь российская сторона в связи со сменой собственника может предъявить претензии к авиакомпании, а также запретить полеты в свою страну”, — считает собеседник “Дела”, знакомый с ситуацией.
Последствия экспансии
Кроме того, в случае если суд удовлетворит иск компании Gilward Investments, под контролем “Привата” будет находиться более половины рынка украинских авиаперевозок. Ведь в собственности “АэроСвита” контрольный пакет акций другого крупного перевозчика — “Донбассаэро”. Более того, к Днепропетровскому и Ивано-Франковскому аэропортам, контролируемым этой группой, добавится еще и Донецкий аэропорт. Кроме того, в середине прошлого года авиакомпания “Галтера” группы “Приват” приобрела 94,6% акций компании “Днипроавиа”. Эксперты отмечают, что такая концентрация приведет к ослаблению конкуренции на рынке авиаперевозок. Также не исключено, что действия “Привата” направлены и на то, чтобы улучшить положение на рынке подконтрольной ему “Днипроавиа”.
Кроме того, как сообщало “Дело” (№991 от 11.02.10), концентрация акций авиакомпании “АэроСвит” в руках группы “Приват” грозит персоналу перевозчика сокращениями. Часть персонала уже получила уведомление о том, что они будут уволены примерно через два месяца. При этом точное количество сокращенных в компании не называют.