На Запорожье в рамках подготовки к совместной украино-датской операции по перевозке горючего “Северный Сокол-2010” украинские военные летчики бригады транспортной авиации Воздушных Сил ВС Украины 17 марта выполнили полеты на самолетах Ил-76МД.
За проведением летной смены внимательно наблюдали представители Королевских Военно-Воздушных Сил Дании во главе с офицером отдела международного военного сотрудничества ВВС Королевства Дания майором Ове Мадсеном, а также атташе по вопросам обороны при Посольстве Королевства Дания в Украине подполковник Ове Бак Хансен. Датские военные находятся с визитом в расположении бригады транспортной авиации Воздушных Сил ВС Украины в Мелитополе с целью предоставления практической помощи украинским военным авиаторам в подготовке к проведению украино-датской операции по перевозке горбчего “Северный сокол-2010” на остров Гренландия.В ходе летной смены украинские экипажи средних военно-транспортных самолетов Ил-76МД под руководством руководителя полетов подполковника Сергея Сердюка на “отлично” выполнили 15 тренировочных полетов с общим налетом свыше 11 часов.
Следует заметить, что военно-транспортные самолеты Ил-76МД, учитывая их дальность полета до 10 тысяч километров и грузоподъемность около 48 тонн, во многих европейских странах принято считать способными выполнять стратегические задания по перевозкам.
В то же время взлетно-посадочная полоса на станции “Норд” на острове Гренландия значительно короче полос украинских аэродромов - всего около 1700 метров замерзшего грунтового покрытия. Поэтому чтобы хорошо выполнить задание пилотам необходимо садиться на самое ее начало, что и было главной особенностью тренировочных полетов.
Самолет-разведчик погоды Ан-26, пилотируемый командиром экипажа полковником Александром Пасиченко, поднялся в небо в 10.45 утра, определил простые метеоусловия и заметный боковой ветер. В ходе разведки молодой летчик лейтенант Сергей Сорока успешно выполнил обязанности помощника командира корабля.
Согласно плану полетов за разведчиком в небо поднялся самолет Ил-76МД под руководством командира экипажа подполковника Вадима Ерошкина, и уже за минуту достиг высоты 600 метров. Общая длительность первого полета составила около получаса.
Во время полетов украинские пилоты отрабатывали задание по посадке с использованием системы имитирования видимости и посадки на имитируемую полосу укороченных размеров. Друг за другом самолеты под руководством опытных командиров полковника Александра Пасиченко, полковника Дмитрия Мымрикова, подполковника Владимира Бухальского садились и поднимались в воздух. Отрабатывались сложные действия, которые украинским летчикам придется выполнять во время операции “Северный Сокол - 2010”.
Упражнение "конвейер", при которой непрерывно происходят друг за другом взлеты и посадки, сменилось имитацией форс-мажора - посадками с использованием особенностей конфигурации и механизации крыла и с ограничением освещения взлетно-посадочной полосы. Все мероприятия по посадке были осуществлены с использованием спутниковых средств навигации, как это будет во время операции на острове Гренландия. Летная смена завершилась ночными полетами по определенному маршруту с имитацией десантирования личного состава и техники с отстрелом тепловых ловушек.
Стоит заметить, что военнослужащие технико-эксплуатационной части, инженерно-аэродромной службы, связисты, другие службы обеспечения полетов осуществили качественную оперативную подготовку к полетам и эксплуатацию во время полетов как авиационной техники, так и всей аэродромной инфраструктуры. При этом за слаженность действий они также получили высокую оценку.Рассказывая о ходе подготовки летчиков, заместитель начальника авиации Командования Воздушных Сил ВС Украины полковник Александр Кулибаба сообщил, что в операции “Северный Сокол-2010” примут участие 31 украинский военнослужащий в составе двух экипажей и группы руководства на самолете Ил-76. Операция будет проходить почти 20 дней. Во время операции экипажи проведут в полярном небе около 100 часов.
- Условия проведения операции сложны. В это время года, а операция будет проходить с 6 по 23 апреля, на острове Гренландия фиксировались температуры до минус 50 градусов при скорости ветра до 15-20 метров в секунду. Конечно, есть много других особенностей, как в исполнении полетов летным составом, так и в эксплуатации техники инженерно-техническим составом. Но имея опыт успешного выполнения операции в прошлом году, я думаю, мы достаточно подготовлены, - отметил он.
Полковник Александр Кулибаба добавил, что в сравнении с прошлым годом есть отличия в оплате. В этот раз датчане будут платить за услуги Украине в два раза больше через час полета, чем в прошлом году, во время операции “Казаки на льду”.
Кроме того, в ходе нынешней совместной украинско-датской операции по перевозке горючего на остров Гренландия в арктических условиях планируется осуществить самооценку НАТО второго уровня. Это дает возможность привлекать украинские экипажи и самолеты для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН и НАТО.
- Раньше уже была проведена самооценка и оценка НАТО первого уровня. Это говорит о том, что мы уже достигли взаимосовместимости при выполнении полетов. Теперь мы планируем достичь взаимосовместимости во время перевозки грузов и личного состава. Именно датская сторона согласилась предоставить нам как материальную, так и другие виды помощи для выполнения этого задания, - подчеркнул заместитель начальника авиации Командования Воздушных Сил ВС Украины.
По его словам, для удачного выполнения операции необходима практическая подготовка летного состава.
- Налет экипажей в настоящий момент ограничен, в пределах 20-30 часов в год. Тогда как в советское время налет командира экипажа составлял около 200 часов на год. Но мы планируем налет увеличивать за счет выполнения в том числе и подобных заданий. Топливо, которое будет потрачено на тренировку и полеты на базу “Норд”, оплачивает Дания, поэтому это отличная возможность повысить уровень подготовки наших летчиков, - отметил полковник Александр Кулибаба.
Таким образом в начале апреля мелитопольские летчики осуществят ряд перелетов. Сначала на аэродром Борисполь. Оттуда возьмут курс на датский Ольборг, а затем приземлятся на американской авиабазе Туле на острове Гренландия. Оттуда они будут осуществлять рейсы на станцию “Норд”.
В свою очередь, представители Королевства Дании подполковник Ове Бак Хансен и майор Ове Мадсен высоко оценили уровень подготовки украинских летчиков и возможности авиационной техники. Они выразили полное удовлетворение тактико-техническими характеристиками самолета Ил-76МД. Имея опыт сотрудничества с представителями разных стран, в этом году, как и в прошлом году, они остановились на украинских военных авиаторах и на самолете Ил-76.
Как отметил атташе по вопросам обороны при Посольстве Королевства Дания в Украине подполковник Ове Бак Хансен, для функционирования станции “Норд” на острове Гренландия необходимо много горючего и немало других полезных грузов. Командование Королевских Военно-Воздушных Сил проанализировало возможности самолета Ил-76 и, в сравнении с самолетами других стран, определило их лучшими.
Такой же точки зрения придерживается и офицер отдела международного военного сотрудничества ВВС Королевства Дания майор Ове Мадсен.
- Самолет Ил-76 выигрывает по сравнению с другими транспортниками в количестве загруженного топлива, также он очень хорошо приспособлен для осуществления взлета и посадки на неподготовленных площадках или аэродромах с ограниченными характеристиками, как на станции “Норд”. Этот самолет справляется с заданием в совершенстве. Мы действительно довольны подготовкой экипажей и техническим состоянием самолетов. По всем показателям Украина предоставляет самые выгодные условия для выполнения заданий такого плана, - подчеркнул он.
По информации МО