Сборка аппарата, воссозданного «по образу и подобию» «Фармана», который впервые поднялся в небо над Одессой 100 лет тому назад, производится на государственном предприятии Министерства обороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие «Одесавиаремсервис». Процесс, за которым наблюдал корреспондент ТИА «Вікна-Одеса», происходит в ангаре цеха опытного производства опытно-конструкторского бюро.
Начальник цеха Людмила Арендарская рассказала, что в этом ангаре уже появлялся на свет уникальный самолет — «Анатра-2» (реплика образца 1911 года), который был выпущен в 2005 году и не раз летал, участвовал в авиашоу. Не в первый раз занимаются воссозданием исторических летательных аппаратов и харьковские участники проекта, инициатором которого стал президент Одесского аэроклуба Константин Оборин.
Возрождали аэроплан по чертежам начала прошлого века в Харькове — в конструкторском бюро Харьковского аэрокосмического университета. Четверо харьковских специалистов принимают участие и непосредственно в сборке машины. По словам старшего научного сотрудника Виктора Тимошевского, они и ранее делали реплики самолетов, причем — летающие.
Так, специально для Одесской киностудии для съемок в фильме «Джокер» был изготовлен аппарат «Ньюпор-4» (на таком в 1913 году прославленный авиатор Петр Нестеров совершил свою знаменитую «мертвую петлю»). Для картины о Сергее Королеве «Разбег» был сделан самолет времен первой мировой М-9 — тоже не макет, а вполне летательный аппарат (сейчас он находится в Харькове).
Что касается «Фармана», то, как пояснил Виктор Тимошевский, это не копия, а именно реплика: все геометрические размеры соблюдены до тонкостей, но, например, изменен профиль крыла (непрофессионалу это ни о чем не скажет, но специалисты, присмотревшись, — смогут увидеть). Кроме того, на самолете будет другой мотор — не слабенький «Гном-50», с которым поднимались в небо сто лет тому назад, а вполне современный.
Константин Оборин рассказал, что, когда «Фарман» будет полностью собран, обтянут тканью, его еще предстоит «облетать» — на аэродроме в Лиманском. А уже затем аэроплан покажут широкой публике.
17 марта сообщалось, что в Одессе начали собирать аэроплан «Фарман-ІV», доставленный накануне из Харькова. Об этом корреспонденту ТИА «Вікна-Одеса» сообщил главный конструктор проекта «Літак» Игорь Бирюков.
Сборка уникального летательного аппарата, воссозданного «по образу и подобию» «Фармана», который впервые поднялся в небо над Одессой 100 лет тому назад, производится специалистами государственного предприятия Министерства обороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие «Одесавиаремсервис». Возрождали исторический аэроплан по чертежам начала прошлого века в Харькове — в конструкторском бюро Харьковского аэрокосмического университета. А инициатором проекта стал президент Одесского аэроклуба Константин Оборин.
По его словам, идея построить заново и вновь поднять в небо «Фарман» — в точности такой же, на каком в 1910 году были проведены первые в Российской империи публичные полеты, возникла около двух лет тому назад. Для того, чтобы воплотить в жизнь эти планы, Оборин расстался с автомобилем — для реализации проекта нужны были деньги. Изначально планировалось, что понадобится порядка 60 тысяч долларов. Обошелся же новый аэроплан на 4-5 тысяч дороже, говорит автор идеи.
Он отметил, что все детали для аппарата изготовлялись вручную. Длина машины — 13 метров, ширина — 10 метров. От своего прототипа «Фарман-ІV» будет отличаться лишь наличием современного авиационного двигателя, который позволит развивать скорость до 85 километров в час. В остальном это точная копия исторической машины, в 1909 — 1916 годы принадлежавшей к числу наиболее распространенных и популярных в тогдашней империи. На «Фармане» (имя аппаратам этой серии «дали в наследство» их создатели — французские летчики и авиаконструкторы Анри и Морис Фарман) прошли обучение тысячи первых авиаторов.
По свидетельству знатоков истории авиационного дела, все «Фарманы» представляли собой одномоторные ферменные бесфюзеляжные бипланы, с толкающим винтом. Они имели двухлонжеронные крылья тонкого профиля с постоянной хордой с полотняной обтяжкой. Расчалки были проволочные, киля не было, хвостовую ферму замыкал руль (или рули) направления. Шасси было своего «фармановского» типа с двумя парами колес на коротких осях, прикрепленных к полозам на амортизаторах. Почти все «Фарманы» были двухместными, редко — одноместными. Сиденья были установлены перед коробкой крыльев, за ними размещались баки и двигатель, почти всегда звездообразный.
«Фарман-ІV» появился в России в 1910 году. Уже 8 марта 1910-го первый российский дипломированный пилот (обученный во Франции) 29-летний Михаил Ефимов выполнил на этой машине первые демонстрационные полеты. В том же году на соревнованиях в Ницце и Санкт-Петербурге установил ряд мировых авиационных рекордов. После революции М. Ефимов был инструктором летной школы в Красной Армии. Погиб в Одессе в 1919-м — расстрелян белогвардейцами. Точные обстоятельства его гибели доподлинно неизвестны до сих пор.
Подъем в небо над Одессой нового, воссозданного «Фармана», предварительно запланированный на 21 марта (возможные коррективы может внести погода), будет посвящен 100-летию полета замечательного авиатора.