«Последние 6—7 лет из-за терминала В сплошные проблемы, — говорит Шахсуваров. — Ежедневно в «Борисполь» прилетает и улетает 350 воздушных судов, но мы можем принимать в 2—3 раза больше — у нас две взлетно-посадочные полосы и стоянок для самолетов хватает. Однако здание терминала, построенное в 1965 году для внутренних перевозок, абсолютно некомфортное, нетехнологичное, там нельзя внедрить современные технологии регистрации пассажиров. Когда-то в нем был небольшой отсек для международных рейсов, сейчас ежедневно тут проходит 15—16 тысяч пассажиров, и 85% из них улетают или прибывают из-за границы. А мощности остались прежними». Понятно, что в такой ситуации говорить о комфорте главных ворот страны не приходится. Год от года количество гостей из-за рубежа и наших путешественников увеличивается, а Евро-2012 вообще обещает небывалый наплыв фанатов футбола. В нынешнем виде «Борисполь» просто захлебнется от наплыва посетителей.
ТЕРМИНАЛ В. Сейчас тут достраивают правое крыло. Это увеличит пропускную способность с 1900 до 2200 человек в час. Зал ожидания станет просторнее, стоек регистрации будет 43 вместо 30, а на первом этаже появятся два кафе. Увеличится багажное отделение и количество транспортерных лент с 4 до 5. А на втором этаже, куда можно попасть, пройдя паспортный, таможенный и пограничный контроль, вместо двух небольших магазинов Duty free будет три более вместительных. Вместо одного бизнес-зала — три, а на втором этаже — новый бар.
В 2012 году, когда В перейдет на обслуживание самолетов по Украине, терминал вновь ждут перемены. Поскольку «международку» отсюда уберут, не будет нужды в таможенном и пограничном контроле. Останется только паспортный. А магазины беспошлинной торговли станут обычными магазинами. Но вся инфраструктура — кафе, рестораны, бары — останутся.
Сейчас в терминале неуютно. Когда пройдешь «вертушку» на входе, в нос бьет резкий запах кислой капусты. Его источает расположившийся в самом центре аэровокзала фастфуд. Камера хранения тут от силы на пару сотен ячеек. Мы стали свидетелями того, как пассажиры, рейс которых задержали по вине авиакомпании на несколько часов, рванули сдавать вещи. Ящички заполнились уже после 10-го пассажира, и работник камеры хранения драматично развел руками: все. Чтобы пресечь «переговоры» (предприимчивые пытались всунуть ему сверху 10—20 гривен), он закрыл дверь. Люди еле-еле упросили уборщицу спрятать чемоданы в подсобку. Венгр, ставший свидетелем возни, очень удивился картине. «Таможенники не знают английского? Как такое может быть?» — говорил человек, летевший в Вену. «О! Запах родины! И бумаги нет...» — рассмеялись соотечественники, вернувшиеся из Шарм-эль-Шейха и зашедшие в уборную около багажного отделения.
ТЕРМИНАЛ D. В ноябре 2011 года откроется терминал, который станет лицом «Борисполя». Он будет работать на все регулярные международные рейсы, обслуживая по 3000 пассажиров в час, то есть почти вдвое больше, чем в терминале В. Да и площадь D будет немаленькой — втрое просторнее B. Его можно будет сравнивать с такими крупными аэропортами, как лондонский Хитроу или Шипхол в Амстердаме. «Он будет солидный, но без изысков», — сказал вице-премьер Борис Колесников. Здесь будет много эскалаторов, большие залы и огромные магазины Duty free. В терминале D предусмотрена и VIP-зона.
Правда, сейчас сделано еще мало — строители закончили обустройство фундамента и установили 120 колонн. Но за полтора года, говорят, что все успеют, лишь бы финансировать работы не прекращали...
ПРОЕЗД МЕЖДУ ТЕРМИНАЛАМИ
Расстояние между всеми терминалами достаточно большое. «Как пассажиру попасть из терминала F в терминал D — знает только опытный проводник-индеец», — сказал в интервью «Зеркало недели» вице-премьер Борис Колесников. Но в аэропорту уверяют, что проблему решат. В начале лета, когда введут в эксплуатацию терминал F, при необходимости проехать туда, к примеру, из В, можно будет на платной маршрутке — там будет остановка. Сюда продлят свои маршруты бусы из Киева.
К Евро-2012 между всеми терминалами станут курсировать шатлл-бассы — большие автобусы. «Они будут бесплатными для пассажиров и рассчитаны на людей, которым не нужно выезжать в город, и на тех, кто живет в одной из гостиниц аэропорта», — рассказал нам гендиректор аэропорта Борис Шахсуваров.
ЧАСТНЫЕ ТАКСИ УБЕРУТ
Толпы водителей-нелегалов и десятки таксистов-одиночек, которые раздражают как пассажиров, так и руководство аэропорта, «тусоваться» в терминалах больше не будут.
«В каждом терминале появится дежурный диспетчер такси, который будет следить на привокзальной площади, есть ли пассажиры, ожидающие транспорт, и регулировать движение приезжающих и отъезжающих такси. У них же абсолютно бесплатно можно будет спросить о расписании рейсов, маршруток и узнать другую справочную информацию.
На территорию всех терминалов без пассажиров вообще въезд будет запрещен. Везде будут установлены камеры слежения. А на въездах будет стоять контроль. Заказать такси приезжающие смогут в диспетчерских такси, с которыми будут работать все перевозчики», — рассказал нам замдиректора аэропорта Сергей Мурашкин.
МАРШРУТКИ. Кроме того, в будущем увеличат количество маршрутов развозки Киев—«Борисполь». Сейчас такая ходит от ж/д вокзала через Южный мост. Стоимость ее 25 грн. А в будущем планируется, что маршрутка будет ехать еще через Ленинградскую площадь и Харьковское шоссе.
МЕТРО. Подземку строить до «Борисполя» в ближайшей перспективе не будут, хотя недалеко расположена станция «Красный хутор». «В планах развития аэропорта «Борисполь» есть строительство легкого метро или монорельса от аэропорта до «Красного хутора», но это очень дорогостоящий проект. В такой ветке должна быть заинтересована Бориспольская РГА, чтобы провести ее с остановками в селе Счастливое, Александровка. Если область или город Борисполь подключатся финансово, тогда имеет смысл браться. А тянуть метро только к аэропорту неразумно», — считает Сергей Мурашкин.
ЖЕЛЕЗКА. Железнодорожного сообщения «аэропорт «Борисполь»—Киев», как планировалось ранее, к Евро-2012, по словам вице-премьера Бориса Колесникова, также не будет. «Прямое сообщение международного аэропорта с городом принято во всех странах, и это было бы идеально. Однако мы не успеем за два года его построить, потому что сначала надо будет разобраться с тысячей собственников земель, через которые будет проходить железная дорога».
ТЕРМИНАЛ F: ПОДЪЕХАТЬ ПОКА НЕВОЗМОЖНО, НО БУДЕТ ОГРОМНЫЙ DUTY FREE И ВАННА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Новый терминал F откроется уже совсем скоро — 31 мая. Сюда сразу же переведут половину всех международных рейсов из В, в основном чартерных. А к Евро-2012 здесь останутся лишь чартеры и low-cost-компании.
Будущий терминал встретит пассажира самым первым на пути в «Борисполь». Он расположен справа от дороги, за зданием администрации аэропорта. Попасть туда сейчас можно, только пройдя через шлагбаум КПП. Терминал уже полностью собран из быстро монтирующихся конструкций, осталась лишь отделка — в F усиленно работают укладчики плитки, штукатуры, монтировщики аппаратуры.
Пропускная способность терминала составит 900 человек в час, а в часы пик — все 1,5 тысячи. Здесь будет просторно. На первом этаже в правом крыле займут свое место медпункт, две кассы, кафе и зал ожидания.
В центре будут стойки регистрации, зоны паспортного, пограничного и таможенного контроля. А следом за ними — зона комплектации и выдачи багажа. Кроме того, здесь же будут залы прибытия и транзитных пассажиров, а также зона карантина.
На втором этаже откроются аж три магазина Duty free, которые по площади превысят существующие в терминале В. В правом крыле разместится бизнес-зал, а возле него откроется кафе. Здесь же рядом — отдельная комната для курения, чуть дальше комната для пассажиров с детьми, где младенцев можно будет перепеленать и даже, при необходимости, помыть. Почти треть второго этажа займет зал ожидания. В левом крыле тоже есть комната для курения и кафе.
У правительства сейчас срочная задача — построить дорогу к этому терминалу. Сейчас она есть, но очень плохая и маленькая. Однако проблема в том, что часть дороги должна пройти по территории, которая находится в частных владениях. Терминал, напомним, собиралась возводить для себя компания «Аэросвит», которая приватизировала землю, также собственниками участка являются еще пять авиакомпаний. «Теперь наша «Маленькая Украина» — аэропорт «Борисполь»: землю растащили, и непонятно, что кому принадлежит. Но мы будем все решать в законном порядке. Напомню, что есть такой закон, согласно которому землю можно изъять, руководствуясь государственным интересом. Предусмотрен порядок компенсации собственникам», — заявил недавно вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников. Гендиректор Борис Шахсуваров считает, что земля была незаконно отчуждена: «Вся территория должна быть в нашей собственности, как это принято во всем мире». В любом случае, вопрос с дорогой обещают решить до Евро-2012.
ПРОТИВ КРАЖ — ВИДЕОКОНТРОЛЬ
Кражи багажа в аэропортах — бич для всех стран мира. У нас для борьбы с этим планируется усилить систему видео- и радиоконтроля. Они работают и сейчас, но каждый год аэропорт вкладывает средства в их усовершенствование. По пути прохождения сумок от аэровокзала до борта стоят камеры слежения. Также существует и система радиопрослушки переговоров работников, начиная от службы авиаконтроля до грузчиков.
В 2007 году темой воровства в «Борисполе» занимался даже парламент. Официальная причина — большое количество жалоб пассажиров, но, говорят, подстегнуло расследование и то, что жертвами воров стали сами депутаты и их родственники. По инициативе ВР была создана межведомственная следственная комиссия. «Сегодня» описывала схему краж, ссылаясь на данные правоохранителей. В состав преступных группировок входили сотрудники авиабезопасности, обслуживающий персонал, грузчики, охранники, водители служебного транспорта и такси. Первичная информация поступает от таксиста, доставившего богатого пассажира в аэропорт. Он информирует сообщников, груз какого клиента заслуживает внимания, кого «пасти», а кто «пустой», и его «вести» не стоит. «Мессидж» в виде звонка, SMS на мобильный или по рации идет на регистрацию пассажиров и оформление багажа. Там сотрудники пристально рассматривали багаж и искали ценности.
Когда в 2008 году гендиректором «Борисполя» стал Борис Шахсуваров, который вернулся сюда после семи лет службы в московском аэропорту «Домодедово», то первым делом занялся борьбой с кражами. Сейчас, по его словам, количество жалоб уменьшилось на 50%. «Мы планируем довести эту цифру до 90%, чтобы смыть это позорное пятно с «Борисполя». Но сказать, что кражи исчезнут навсегда, не могли бы вам ни в одной воздушной гавани мира, ведь это бич всех аэропортов», — сказал он нам.
Чтобы сохранить свои вещи, в аэропорту советуют не сдавать в багаж ценности и деньги. Их все равно увидят интроскопы. И обязательно упаковывать багаж в прочную целлофановую пленку. Эта услуга стоит всего 25 гривен за место. Пунктов упаковки в аэропорту несколько, и очередей там нет. Упаковывают в пленку вещи и в других аэропортах, так что это не способ нажиться на путешественнике, а вынужденная мера предосторожности и от кражи, и от банального открытия чемодана во время погрузки.
ЗАЖИГАЛКА В СЧЕТЕ
В терминале B уже в самое ближайшее время появится новый ресторан на первом этаже и бар на втором. Но в их работу и ценовую политику администрация не вмешивается. «Они просто арендуют у нас помещение. Но, к сожалению, львиную долю денег за аренду берет Фонд госимущества. Нам от этого поступает лишь 30%», — говорит Борис Шахсуваров.
Цены в ресторане «Фортуна», который сейчас находится на первом этаже терминала B, можно сравнить разве что с одним из самых дорогих столичных ресторанов «Эгоист»: кофе — 50, шоколад «Корона» — 40 грн, правда, в отличие от «Эгоиста», в счет могут включить и зажигалку, даже если ты ее не просил. Тем не менее посетителей в «Фортуне» тьма — здесь есть интернет и это единственное место, где можно курить, не выходя на улицу.
А вот в кафе «Экспресс», которое находится возле терминала А, — мы не застали ни единого человека. Здесь дешево, а готовят вкусно. За 100 гривен можно хорошо пообедать вдвоем.