Экваториальная Гвинея намеревалась приобрести два-три региональных пассажирских 50-местных самолета Ан-140 и еще несколько комбинированных военно-транспортных машин Ан-74 различных модификаций. Предварительная договоренность об этом была достигнута во время официального визита президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианга Нгема Мбасого в Украину в 2004 г. В то время выросли доходы страны от добычи нефти в Нигерийском заливе, поэтому было решено обновить парк авиатехники (большинство машин служат еще с советского времени). Преимущество Украины заключалось в том, что многие руководители страны в свое время закончили различные советские вузы, в том числе и украинские. Поэтому в любом тендере на закупку самолетов наша страна считалась фаворитом. К тому же во время визита 2004 г. президенту Мбасого очень понравились специальные VIP-модификации украинских самолетов, поэтому эксперты в украинском внешнеполитическом ведомстве уверяли, что Экваториальная Гвинея была готова разместить у нас контракт, по крайней мере, на один Ан-74 ТК-300VIP для нужд президента страны.
Как сообщил «ДС» источник в украинском МИДе, наиболее вероятной причиной отказа африканцев от наших самолетов стала слишком большая их стоимость. Так, если еще несколько лет назад цена пятидесятиместного Ан-140 определялась в $ 8,5 млн, то впоследствии она варьировалась в пределах $ 9,7–11 млн. Конкретную величину повышения цен в Харькове, как правило, не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну, однако, по словам генерального директора Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павла Науменко, повышение цены вызвано инфляцией, а также удорожанием сырья и комплектующих.
Видимо, для того чтобы смягчить последствия отказа от нашей техники, африканцы все же объявили о другом контракте: пилоты для конкурентов украинских машин — двух франко-итальянских ATR 42 и двух ATR 72 — будут из Украины. Представители африканской стороны пока не разглашают название конкретной авиакомпании, которая сможет предоставить пилотов для работы в Африке, однако эксперты считают, что это, вероятно, будет компания «Колумбус», которая в последнее время активно работает в Экваториальной Гвинее в рамках программы по выполнению аэрофотосъемочных работ.
Скандал с украинскими Ан-140 — уже второй за последнее время. В августе представители азербайджанской авиакомпании AZAL заявляли об отказе от продолжения контракта на поставку в Баку двух Ан-140 якобы по причине их низкого качества. Это заявление прозвучало после оглашения предварительных результатов расследования катастрофы Ан-140 под Баку в декабре прошлого года. Еще раньше у Ан-140 были проблемы с серийным производством в Асфахане (Иран). Согласно планам, оглашенным несколько лет назад, Иран к 2005 г. должен был выйти на выпуск 12 самолетов в год, однако до сих пор там построено только три экземпляра Ан-140.
Виктория Устенко
http://www.dsnews.com.ua/index.php?action=article&r_id=24&article_id=27616