Главным итогом встречи президентов Украины и РФ 21 апреля, как стало известно Независимой газете, будут не договоренности о цене на газ и условиях базирования Черноморского флота, а соглашения о новом уровне кооперации авиастроительных предприятий. Российская сторона сделала ставку на совместное производство, которое станет визитной карточкой успешного межгосударственного сотрудничества. Именно поэтому накануне визита Медведева в Украине проходит презентация новейшего самолета Ан-158, участие в которой сегодня собирается принять Янукович.
Первый публичный полет новой машины, по словам украинских чиновников, запланирован на 9 мая в рамках проведения Парада Победы.
Российская сторона последовательно отстаивала идею сближения авиастроительных предприятий. Премьер Владимир Путин в прошлом году отметил: «Уровень кооперации между украинскими и российскими производителями очень часто такой, что друг без друга они просто встанут, не будут существовать. Это в том числе относится и к самолетостроению».
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец пояснил «НГ», что украинский концерн «Антонов» со времен СССР остается «главной школой проектирования самолетов, мозговым центром отрасли», без которого не могут обойтись российские предприятия-производители. Кроме того, в Украине производятся современные авиадвигатели, но российские предприятия поставляют более половины комплектующих для новых самолетов. В целом в производстве задействованы до 200 украинских и российских предприятий. «Разорвать их связи – это действительно означает уничтожить отрасль. Зато кооперация позволяет Украине и России успешно завоевать внешние рынки», – отметил эксперт. По его словам, эффективному взаимодействию производителей мешали политические разногласия Москвы и Киева.
Авиастроители много лет нарекали, что почти каждый новый состав украинской власти стремился изменить условия межгосударственного сотрудничества и по-новому переформатировать отрасль. Поэтому предприятиям приходилось работать не благодаря поддержке власти, а зачастую вопреки ее политическим распоряжениям. Несмотря на подобные условия, в прошлом году украинский концерн «Антонов» и Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) полностью завершили процесс лицензирования и испытательный период пассажирского самолета Ан-148, выпустив два первых серийных экземпляра, которые уже несколько месяцев осуществляют регулярные авиарейсы.
Дмитрий Медведев во время первой же встречи с новым президентом Украины продемонстрировал, что российская сторона ожидает от новой украинской власти отмены всех барьеров, которые мешали сотрудничеству авиастроителей. «Тема кооперации авиационных предприятий двух стран сохраняет свою актуальность», – сказал он в марте, добавив, что у двух государств все еще остаются технологические связи, которые могут быть разрушены «в результате политической близорукости руководства и из-за конкуренции со стороны третьих стран».
Подтвердив заинтересованность в самолетах Антонова, Медведев сразу после встречи с Януковичем подписал распоряжение, согласно которому Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) РФ должна в ближайшие два года поставить летному отряду Управления делами президента два российско-украинских Ан-148.
Новый самолет примерно на 10 млн. долл. дешевле зарубежных аналогов, при этом, как отметил на днях, выступая в Новосибирске, глава российского правительства Владимир Путин, Ан-148 значительно экономичнее и выносливее. «Очень хорошая получилась машина – Ан-148. Двигатели высоко стоят, садится на грунтовые полосы, взлетает… Можно вполне использовать в этом регионе», – сказал он. Дело в том, что этот самолет не имеет аналогов в мире по возможностям эксплуатации в экстремальных погодных и взлетно-посадочных условиях.
По словам представителей украинской компании, на сегодня пакет заказов на Ан-148 составляет около сотни самолетов, прогнозируется увеличение спроса в ближайшие годы до 340 машин. Кроме того, потенциальные покупатели уже подали десятки заявок на Ан-158, хотя последний еще даже не запущен в серийное производство.
Говоря о презентации нового самолета, представитель концерна «Антонов» пояснил «НГ», что он является усовершенствованной версией предыдущей машины: «У Ан-158 длиннее фюзеляж, чем у Ан-148, что позволяет комфортно разместить не 68–85, а до 99 пассажиров». В то же время авиастроители завершают разработку еще двух модификаций Ан-148: создается два варианта самолета элит-класса Ан-168 и грузовая версия Ан-178. Сергей Згурец считает, что производство этих самолетов, как и сотрудничество в сфере военно-транспортной авиации, станет завтра одной из главных тем во время встречи президентов: «Нет более перспективной отрасли, в которой ощутимого совместного успеха можно добиться быстро».
Один из отраслевых экспертов, поясняя «НГ» ситуацию, отметил, что суть соглашений, которые могут быть вскоре подписаны президентами, не сводится только к созданию благоприятных условий для межгосударственного сотрудничества по разработке новых моделей самолетов и их серийному производству. «Ранее были и перебои с поставками комплектующих, и проблемы с передачей документации. О чем говорить, если мы сотрудничаем по проекту Ан-148 с 2002 года, а лишь в прошлом году договорились о создании совместных центров по техобслуживанию и ремонту самолетов этого семейства. Под вопросом формирование совместных центров по маркетингу и продажам, по подготовке зарубежных летчиков и обучению персонала. Все это нужно решить, чтобы снять заградительные барьеры и вывести сотрудничество авиастроителей на новый уровень», – сказал собеседник.
Как известно, еще в прошлом году российское правительство возобновило сотрудничество с Украиной по проектам Ан-70 и Ан-140. А президент Медведев дал старт производству модернизированных Ан-124, более известных как крупнейшие в мире грузовые самолеты «Руслан». Российский лидер поручил включить 20 «Русланов» в закупку по госпрограмме вооружений до 2020 года. Внешний рынок отреагировал на это сотней заявок на поставку таких же самолетов.
Российские производители отмечают, что авиастроение могло бы не только принести значительные средства в бюджеты двух государств (ведь стоимость одного Ан-148 составляет около 30 млн. долл., «Руслана» – около 200 млн. долл.), но и позволило бы усилить позиции Украины и России на внешних рынках. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь подтвердил Радио «Свобода», что именно авиастроение является одной из наиболее перспективных сфер успешного сотрудничества Украины и РФ. Россия недвусмысленно сделала ставку на сотрудничество с концерном «Антонов». «Украине, если она хочет конкурировать с ведущими мировыми производителями, нужно либо сделать колоссальные инвестиции в эту отрасль, либо углубить сотрудничество с внешним партнером», – полагает эксперт.