Единая компания займется расширением совместного производства и поставок в эксплуатацию самолета Ан-148 и его модификаций, производством самолетов семейства Ан-124 и самолетов семейства Ан-140, разработкой и проведением совместной маркетинговой политики как на внутренних рынках, так и в мире.
Решение о создании СП стало вынужденным. Российская сторона, заинтересованная главным образом в конструкторском бюро "Антонова", трижды пыталась положить начало объединительному процессу: ОАК готовила проекты соглашений между авиастроителями обеих стран, однако они так и не принимались украинской стороной.
В то же время созданный в 2008 г. "Антонов" является госхолдингом, который не может создавать никаких совместных предприятий. На сегодняшний день в него входят конструкторское бюро "Антонов", серийный завод "Антонов", 410-й завод гражданской авиации, Харьковский авиазавод. В декабре 2008 г. правительство Украины приняло решение реформировать авиационную промышленность, объединив предприятия, вначале в 2010 г. акционировав их.
Создание управляющей компании - лишь промежуточный этап на пути интеграции ОАК и "Антонова". Согласно последнему проекту соглашения между правительствами России и Украины о сотрудничестве в авиастроении (который готовился ко встрече президентов в Харькове и не был подписан), 50% плюс одна акция ГАК "Антонов" должны быть внесены в ОАК, которая оплатит этот актив собственными акциями. На какую долю в ОАК может рассчитывать украинская сторона, не указывается. При этом в документе прописано, чтобы все необходимые для интеграции компаний решения были приняты не позднее 1 августа 2010 г.
Стоит отметить, что украинская сторона не заинтересована в том, чтобы отдать РФ больше 49% акций авиазаводов, в то время как ОАК интересен контрольный пакет.
Напомним, что вопрос возможного объединения российского и украинского авиапрома встал сразу после создания в 2005 г. в России на базе крупных авиазаводов "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). Сейчас российские и украинские предприятия совместно создают новый региональный пассажирский самолет Ан-148 (разработан украинским АНТК им. Антонова) и восстанавливают серийное производство крупнейшего в мире рампового грузового самолета Ан-124 "Руслан". В прошлом году президент ОАК Алексей Федоров называл логичной интеграцию с АНТК им. Антонова. До сих пор ОАК присоединяла к себе предприятия путем обмена контрольного пакета его акций на небольшой пакет акций самой корпорации.