На сайте Объединенной Авиастроительной компании «ОАК» в рубрике «Инвесторам и акционерам» можно прочитать о том, что консолидированный внешний долг корпорации, по состоянию на 29 марта 2010 года, составляет 126,5 млрд. рублей. В конце 2009 года премьер-министр России Владимир Путин констатировал, что целый ряд контрактов российских авиастроителей принесли не прибыль, а убытки. Другими словами, существование ОАК непосредственно зависит от способности государства Россия дотировать свою авиастроительную отрасль.
Поэтому не удивительно, что российская компания очень хочет объединиться с украинской. Для чего ОАКу концерн «Антонов», не стесняясь, говорят сами российские эксперты. По их мнению, российские авиастроители очень заинтересованы в конструкторском потенциале АНТК им. Антонова. Дело в том, что россияне в последние годы чувствуют серьезные проблемы с созданием современных транспортных и пассажирских самолетов, точнее говоря, они их просто разучились делать. Тогда как АНТК им. Антонова, невзирая на все проблемы в отечественном авиастроении, остается одним из лучших КБ мира. "Украина и Россия должны иметь единый авиастроительный комплекс - "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК)", - такие рефрены провозглашает президент ОАК Алексей Федоров. Последний раз - 18 мая, в ходе заседания украинско-российского экономического форума. А раньше, до встречи премьер-министров Украины и России в Харькове 26 апреля россияне подготовили Проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в отрасли авиастроения. Хотя в Харькове документ так и не был подписан, он дает возможность более четко понять, как в России видят процесс объединения корпорации «Антонов» и ОАК.
Сознаться, после подписания харьковских соглашений казалось, что еще шаг - и Украина потеряет КБ Антонов навсегда. Учитывая неустойчивость “регионалов” под натиском предложений со стороны российских партнеров, казалось, что с “Антоновым” уже можно распрощаться. Но не тут то было... Как это ни странно, но на защиту украинского концерна стал президент компании “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев, известный как давний и последовательный сторонник углубления кооперации между украинскими и российскими авиастроителями. После президентских выборов народного депутата от Партии Регионов Богуслаева не без основания называют наиболее влиятельным человеком в отечественном авиапроме. Интересно, что человек, который на конференциях и тусовках говорил об извечной дружбе и партнерстве между Россией и Украиной, проявил себя, как настоящий прагматик или патриот (как вам больше нравится). “Было такое намерение, чтобы 50%+1 акция украинского концерна «Антонов» были поглощены российской стороной. Но это не объединение, это было бы поглощение. Но подождите, сегодня нужно понимать, кто в долгах, а кто в шелках! У кого есть кредиты на миллиард долларов – ведь это долги, а у кого – кредитов нет. Это же неравные условия! Тогда кто будет объединяться: попрошайка с богатым или богатый с попрошайкой?», - прокомментировал объединение Богуслаев. Поэтому, как говорится, дружба дружбой, а табачок - врозь.
Единственное, чего удалось добиться ОАК, так это создания совместно с концерном “Антонов” предприятия по продаже и обслуживанию самолетов Ан, а также комплектующих к ним. Соответствующее соглашение было подписано 18 мая.