Человеком, создавшим первый отечественный летательный аппарат был киевлянин, светлейший (а по другим данным, просто) князь, инженер путей сообщения по должности и профессор кафедры устойчивости сооружений (по другим данным - строительных конструкций и архитектуры мостов) Киевского политехнического института Александр Сергеевич Кудашев. Как человек, занимающийся вопросами транспорта, он прекрасно понимал, что и у авиации есть будущее.
Еще в 1905 году, после триумфа братьев Уилбура и Орвилла Райтов, тогда еще просто экстраординарный доцент КПИ, Кудашев специально поехал в Париж (за свой счет, конечно), чтобы изучить устройство самолетов фирмы «Фарман», как основательницы авиационно-технологической моды. Результатом такой поездки стало издание в 1909-м, опять же, в Киеве, книги Николая Борисовича Делоне «Как построить дешевый и легкий планер и научиться летать на нем». Это было не просто переиздание книги ученика самого Жуковского и профессора теоретической механики, а скорее, издание Кудашевым своего труда, подкрепленного именем маститого авиатора того времени. Сегодня эта книга редчайший раритет, и не столько по году выпуска, сколько по тому, что в ней Александр Сергеевич, в приложении за своим авторством, которое занимает треть объема, изложил суть построения планера с движителем.
Сегодня ряд историков усиленно муссируют мысль о том, что во времена самодержца и «царя-батюшки» жилось и хорошо, и страна развивалась, и Россия-матушка уважаемой была. Все это и так, и совсем не так. Дичайшего уровня консерватизм (да простит меня читатель), в прямом смысле, топил все новаторские идеи, если они исходили из «отечественных научных недр», ну, типа подводные лодки, самолеты, автомобили и т.д. А если это приходило из Европы, тогда да, это можно… Соответствующее положение дел сказалось и на творении Кудашева. Идея о создании первого отечественного летательного аппарата, конечно же, не была поддержана чиновными мужами, ни от науки, ни от армии. И тогда Кудашев сотоварищи занялся постройкой собственного самолета.
По вполне понятным причинам, ни ход строительства летательного аппарата, ни дата его первого полета, особо не афишировались, тем более, что уже к 1909-му, Киев становился авиационно-технической столицей империи, основой авиапарка которой, были «Фарманы».
Тем не менее, творческая мысль конструктора и настойчивость в достижении поставленной цели позволили к середине мая 1910-го построить первый отечественный самолет, который так и назвали «Кудашев – 1». В какой-то степени, он и напоминал «Фарман», но, лишь отчасти. Это был классический биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением, являющийся одновременно и стабилизатором, и рулем направления. Бензиновый двигатель в 35 лошадиных сил с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Крылья одинакового размаха, что уже было новинкой того времени. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек, а обтяжка из прорезиненного полотна, что, также было «ноу-хау» тех времен.
Наступил день 23 числа мая месяца года 1910-го от Рождества Христова, когда в полдень самолет «Кудашев – 1», под управлением самого конструктора, поднялся в небо и пролетел 128 метров. Это был колоссальный успех, который, к сожалению, зарегистрирован не был, так как выполнялся без официального предупреждения.
Итогом этого научного подвига и патриотических начинаний стало то, что Киев к 1910-му окончательно стал столицей российского воздухоплавания, а имена таких великих летчиков и конструкторов, как Нестерова, Крутеня, Сикорского, Делоне, стали навечно связывать со столицей Киевской Руси. Именно здесь появились известные выражения Петра Нестерова «В воздухе везде опора» и «Летать, не прыгать», именно здесь были открыты первые курсы для «лиц, желающих быть в воздухоплавательной школе, не состоящих на военной службе». Здесь же, в Киеве и нашел свое упокоение русский витязь Нестеров. Ну а первые «Ильи Муромцы» Сикорского также были подняты в киевском небе. Успех киевской воздушной школы стал всемирно признанным, а самолеты марки Игоря Игоревича Сикорского стали визитной карточкой нового вида авиастроения – гражданской авиации. Ведь уже 12 декабря 1910-го «Русский Витязь», ставший прообразом серийного «Ильи Муромца» поднял в небо Киева 10 человек и двадцать пудов (320 килограмм) груза, что в сумме соответствовало более тонны, а уж позднее был осуществлен рекордный полет с 16 пассажирами и собакой – это уже было 1290 килограмм. Таких больших по размерам многодвигательных самолетов, а главное – серийных, не имела ни одна страна в мире кроме России. И родиной их был Киев, забывать о чем, не следует. Просто немного обидно, когда 17 декабря 2003-го мир отмечал 100-летие авиации, правительства СНГ, прямо таки расхваливали «заморские заслуги», а как пришло время к нашему отечественному юбилею – тишина…
А что же Кудашев? За последующие пять лет он построил еще три типа самолетов, один из которых «Кудашев – 3» стал своеобразным воздушным разведчиком.
События, прошедшие после октября 1917-го не оставили следа о том, как, когда и где закончил свой жизненный путь Александр Сергеевич Кудашев. Неизвестны ни его место погребения, ни дата. Да и фотографий с изображением Кудашева практически не осталась, разве что только одна, да и то, неизвестно, он на ней или его брат Иван, ведь они так были похожи, братья-погодки…