26.05.10 
Вы часто летаете самолетами? Я – не очень часто. Летаю очень редко. Но не оттого, что боюсь летать. В самолете меня не тошнит, и высоты я не боюсь. Летаю редко потому, что пассажирские авиаперевозки для меня, равно как и для среднестатистического украинца, недоступны. Более того, для большинства населения они являются большой роскошью. В данном случае речь не идет о международных авиаперелетах. Мы говорим о внутренних рейсах. Стоимость авиабилета на самолет в пределах Украины настолько "приличная", что ее можно сопоставить с прожиточным минимумом.

Тут же сам собой напрашивается вопрос – почему у нас в Украине так дорого и недоступно летать? Ответ, как всегда, где-то рядом. Однозначно – летать у нас дорого потому, что нет конкуренции среди авиаперевозчиков. То есть получается, что мы платим баснословные суммы за перелет, и при этом в условиях отсутствия конкуренции и выбора не получаем качественного сервиса.

Что или кто тормозит конкуренцию в украинском небесном бизнесе, тем самым влияя на качество и доступность перелетов для украинских пассажиров? Об этом далее и пойдет речь. «Обозреватель постарается найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с доступностью, безопасностью и качеством авиаперелетов в Украине.

Как показывает мировая практика, авиарынок больше всего тормозит монополия. На сегодняшний день нельзя сказать, что кто-либо полностью монополизировал рынок пассажирских авиаперевозок в Украине. Но это – пока. Предпосылки к этому уже имеются.

Захватив полностью рынок нефти и ферросплавов, подконтрольная олигарху Игорю Коломойскому группа «Приват» активно демонстрирует движение в сторону монополизации рынка пассажирских авиаперевозок в Украине. Так, неформальный альянс компаний «Аэросвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро» охватывает долю рынка в 48,5%.
Если подтвердятся слухи, что к данным компаниям примкнет и авиакомпания «Роза Ветров», то доля рынка увеличится до 60 %.

Но и это далеко не все в стремлении монополизировать рынок авиаперевозок. Недавно, помнится, руководство Фонда государственного имущества (ФГИ) заявляло о том, что желает продать контрольный пакет акций авиакомпании МАУ (61,6%), принадлежащий государству.

Уточним, что в МАУ акции распределяются следующим образом: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — до 9,9%; компания Austrian Airlines, подконтрольная Lufthansa, — 22,5%; анонимный акционер — 6%.

Несмотря на то, что первоочередное право покупки акций принадлежит действующим акционерам, вероятность такой сделки — минимальна. У ЕБРР есть правило не покупать более 30% акций компании, в которой он является акционером, а у Lufthansa сейчас весьма тяжелое финансовое положение.

Для Игоря Коломойского приобретение компании МАУ — давняя, заветная мечта. Ее осуществление позволило бы ему установить крепкую монополию, на итак частично подконтрольном ему рынке пассажирских авиаперевозок. Исчезло бы множество спорных вопросов, как было, когда авиакомпании Коломойского не могли поделить с МАУ одно из самых востребованных и чрезвычайно прибыльных направлений Киев – Тель-Авив – Киев. По экспертным данным, этим направлением ежегодно летает около 300 тыс. пассажиров, что приносит прибыли в пределах $ 100 млн. Когда на это направление третьим перевозчиком назначили МАУ, то это сильно не понравилось Игорю Коломойскому, и у него разгорелся конфликт с Госавиаадминистрацией (ГАА). Стоит отметить, что до этого конфликта по направлению Киев – Тель-Авив – Киев летали только две компании: «Донбассаэро» и «Аэросвит», подконтрольные опять-таки структурам Коломойского.

Если Игорю Коломойскому удастся заполучить контрольный пакет акций компании МАУ, то это событие будет знаменоваться полным вытеснением с рынка конкурентов. В первую очередь, так называемых дискаунтеров (компаний работающих по гибкой системе скидок. — Авт.), как WizzAir и CarpatAir, которые, придя на внутренний рынок авиаперевозок, проводили политику низких и доступных цен, создавая серьезную конкуренцию компаниям Коломойского.

Очень показательными были действия «Укртатнафты» по отношению к компании WizzAir. Авиакомпания покупала керосин у нефтяной компании «Укртатнафта», подконтрольной Коломойскому, но потом отгрузка авиатоплива в адрес этой авиакомпании, а также заправка самолетов данной компании были прекращены.

Случилось это после известного инцидента в лондонском аэропорту Лутон, когда со слов пассажиров рейса W6902 Лондон - Киев авиакомпании WizzАir их "выдворяли из самолета с помощью полиции, собак и газовых спецсредств". В компании WizzАir отрицали данную информацию, объясняя задержку рейсов сложностями в осуществлении авиаперелетов из-за плохих погодных условий в Европе в то время.

«Пассажиры вынуждены были покинуть самолет, поскольку позволить оставить их на борту в данных условиях авиакомпания не могла, исходя из правил безопасности. Всем пассажирам была предложена помощь в строгом соответствии с международными правилами перевозок: предоставление информации, ваучеры на питание…", — заявили тогда в компании.

После этого скандального происшествия, подконтрольная структурам Игоря Коломойского нефтяная компания «Укртатнафта» заявила об исключении из числа своих контрагентов авиакомпанию WizzAir.

Что это, как не вытеснение мелкого игрока более крупным и более влиятельным игроком? Используя своего рода шантаж, прикрываясь патриотизма, структуры Коломойского попытались ограничить летательный потенциал WizzAir. Авиакомпания была лишь маленькой преградой на тернистом пути к полной монополизации рынка пассажирских авиаперевозок.

Кризис кризису – рознь. Или первым делом самолеты

Несмотря на кризисные годы, повлекшие огромные убытки для авиаперевозчиков, Игорь Коломойский пополнил парк своей авиакомпании "Днеправиа" 14 региональными самолетами Embraer-145, ранее принадлежавшими итальянской компании Alitalia. Эта сделка также достаточно показательна в качестве стремления к захвату все большего куска небесного пространства.

В общей сложности в ангарах «Днеправиа»: 25 самолетов Embraer-145, 6 самолетов Boeing-737 и один Boeing-767.

В среде авиаперевозчиков поговаривают, что сделка была очень выгодна, так как на 49% государственная авиакомпания Alitalia, потерпевшая финансовый крах, распродавала свой флот. Машины, приобретенные «Днеправиа», возрастом от 7 до 10 лет. Цена за новый Embraer-145 колеблется от $ 20-30 млн.

Эксперты полагают, что «данная покупка позволит перевозчику стать крупнейшим игроком на рынке внутренних и среднемагистральных перевозок. И потом этот крупный игрок будет устанавливать свои цены на авиабилеты, свои правила на рынке, заправляя самолеты своим же топливом».

Монополия как угроза для авиарынка Украины

Итак, подсчитаем влиятельность группы Коломойского на украинском рынке пассажирских авиаперевозок.

Первое — более 50% пассажиропотока Украины.
Второе — поставщик 90% керосина.
Третье — два аэропорта: Днепропетровск и Ивано-Франковск.

Ну и самое главное — трио компаний «Аэросвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро», а также непомерные амбиции, выражающиеся в желании установить свое руководство над контрольным пакетом акций авиакомпании МАУ.

Имея такое влияние в авиабизнесе, структурам Коломойского можно заполучить контроль практически над любым аэропортом в Украине (за исключением разве что «Борисполя») и диктовать в нем свои правила игры другим авиаперевозчикам.

Из разговора с источником «Обозревателя» стало известно, что якобы «аэропорты Коломойского закрывают вход конкурирующим авиакомпаниям».

А ведь именно в конкуренции рождается справедливая для людей цена на авиабилеты. Если, к примеру, у нас билет стоит в среднем 600 грн, то в соседней Европе цена билета на рейс из Берлина в Амстредам у компаний дискаунетров может начинаться от 1 евро. И это при их-то зарплатах!

Впрочем, судьба рынка пассажирских авиаперевозок в руках у ФГИ, ГАА, а также Антимонопольного комитета Украины. Надежда на то, что на внутренний рынок придут компании-дискаунтеры и установят справедливую ценовую, моральную политику по отношению к своим пассажирам — остается.

Ведь в Украине монополия запрещена, как вредоносное явление, Конституцией. Вот один абзац из ст. 42:

Держава забезпечує захист конкуренції у підприємницькій діяльності. Не допускаються зловживання монопольним становищем на ринку, неправомірне обмеження конкуренції та недобросовісна конкуренція. Види і межі монополії визначаються законом.