Отставка будет официально принята летом 2011 года, на следующей конференции. Момент для ухода главы IATA выбран очень удачно: только что опубликован прогноз ассоциации о том, что мировая гражданская авиация впервые с 2007 года закончит текущий год с прибылью - она составит 2,5 млрд долл. Еще в марте IATA прогнозировала убыток 2,8 млрд долл. Практически весь период "правления" г-на Бизиньяни пришелся на разные кризисы, которые чередой сменяли друг друга в мировой авиатранспортной отрасли. Атаки террористов, экзотические болезни, колебания цен на топливо и, наконец, извержение исландского вулкана сделали воздушные перевозки убыточным бизнесом.
Впрочем, перед уходом г-н Бизиньяни, судя по всему, рассчитывает украсить свой послужной список достижениями. Как стало известно "Времени новостей", сразу же после завершения берлинской конференции он отправляется с визитом на Украину. Пресс-служба IATA предпочла не раскрывать раньше времени цели и задачи этой командировки. Однако украинский вице-премьер Борис Колесников, как сообщает агентство Avia.ru, 7 июня заявил, что Евросоюз и Украина могут подписать договор об "открытом небе" в 2011 году. "Нам осталось сделать буквально несколько шагов. Я не вижу препятствий для того, чтобы Украина получила статус "открытого неба" в следующем году", - сказал вице-премьер. Он добавил, что кабинет министров Украины и местная государственная авиационная администрация активно работают над решением вопроса. Принцип "открытого неба" подразумевает, что договаривающиеся страны снимают друг для друга ограничения в своем воздушном пространстве на выбор маршрутов, количество допущенных авиакомпаний, частоту полетов т.п. В случае "открытого неба" допускается практически неограниченная конкуренция авиаперевозчиков, не взирая на их национальную принадлежность. То есть украинские авиакомпании смогут работать на любых европейских маршрутах, но вынуждены будут мириться с присутствием иностранных конкурентов на своем внутреннем рынке.
На постсоветском пространстве еще никому не удалось договориться с Евросоюзом об "открытом небе". Более того, российские транспортники к подобному соглашению не стремятся, считая идею "открытости" воздушного пространства угрозой национальным интересам. Гендиректор IATA является известным сторонником и пропагандистом "открытого неба". Кроме того, он систематически выступает за отмену ограничений на участие иностранцев в капитале авиакомпаний. Такие ограничения, как известно, есть не только в России, но и, например, в США. IATA и ее глава, конечно, не имеют полномочий заключить европейско-украинский договор. Но нетрудно догадаться, что в лице г-на Бизиньяни киевские власти имеют твердого сторонника и лоббиста.
Излагая в Берлине свои взгляды на то, какой будет мировая гражданская авиация к середине текущего века, глава IATA не поскупился на оптимистические заявления. Рентабельность авиакомпаний к тому времени достигнет 10%, двусторонние соглашения о воздушном сообщении и ограничения на иностранные инвестиции в авиацию останутся в прошлом, доля авиационных происшествий снизится почти до нуля, а выброс парниковых газов самолетами сократится наполовину. Такие прогнозы содержатся в документе Vision 2050, оглашенном на прошедшей годовой конференции. Едва ли не самым фантастичным из них выглядит обещание 10-процентной доходности. Этот показатель в авиационном бизнесе даже в благополучные времена традиционно измерялся однозначными числами. А череда кризисов приучила авиакомпании к отрицательным величинам. Сбудется Vision 2050 или нет, мы узнаем через 40 лет.