Согласно опубликованным в конце минувшей недели данным Госавиаадминистрации (ГАА), по итогам I полугодия соотношение сил на украинском рынке существенно поменялось – авиакомпания МАУ увеличила отрыв от своего основного конкурента – "АэроСвита" – до 30%. При этом доля "АэроСвита" сократилась до 23% (подробнее см. диаграмму). По данным ГАА, всего за I полугодие 32 украинские авиакомпании перевезли 2,5 млн человек (+13,2% к I полугодию 2009 года). В "АэроСвите" и Donbassaero данные за I полугодие пока не опубликовали. МАУ за этот период увеличили перевозки пассажиров на 23%, до 781 тыс. человек, а "Днеправиа" – на 24%, до 323,5 тыс. пассажиров, сообщили в пресс-службе компании.
МАУ впервые стали лидером на украинском рынке авиаперевозок в прошлом году, сократив свой пассажиропоток на 7,6%, до 1,56 млн человек (около 30,4% рынка). Вслед за компанией практически вровень шел "АэроСвит" – 1,38 млн человек (27,3% рынка; -44,8% к 2008 году). "Первые три месяца этого года у 'АэроСвита' было заметное падение показателей, поскольку мы продолжали работать по зимнему расписанию полетов, составленному в период стагнации компании (летом-осенью 2009), когда из сети были изъяты многие направления",– объясняет помощник гендиректора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый. По его словам, в течение апреля-мая компания восстановила полеты по всем направлениям, дополнительно открыв десять новых регулярных маршрутов, что позволило авиакомпании увеличить рост международных регулярных перевозок в мае-июне до 38-39% (в апреле рост составлял 26%). Получить комментарий МАУ вчера не удалось, но в авиакомпании неоднократно заявляли, что сохранили свой пассажиропоток в основном благодаря тому, что перевозчик не сокращал количество рейсов и свой флот.
"АэроСвиту" оказалось сложно адаптироваться к кризисным условиям. По итогам прошлого года чистый убыток перевозчика составил 465,89 млн грн, тогда как МАУ получили 7,9 млн грн чистой прибыли (см. Ъ от 17 июня). "Но по итогам года 'АэроСвит' рассчитывает выйти в плюс. В кризисный период эксплуатация внутренних линий с использованием флота 'АэроСвита' была неэффективной, именно поэтому компания в этом году переориентировалась в сегмент международных перевозок",– говорит источник Ъ, близкий к компании. "Теперь на некоторых маршрутах авиакомпания использует самолет Embraer 145 своего партнера 'Днеправиа', что позволяет более эффективно использовать самолет при меньшей загрузке",– отметил директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.