07.08.10 

Российские моторостроители выбросили «Мотор Січ» из совместного проекта по производству вертолетных двигателей. А Военно-морской флот Российской Федерации готов израсходовать миллиарды долларов на строительство полигона для морской авиации вместо украинской Нитки.

Идеологи максимального сближения Украины с Россией ожидали первых результатов от кооперации именно в авиастроении. Но после того, как условный «медовый месяц» в отношениях двух стран закончился, министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко предписал государственным предприятиям самостоятельно продолжить сборку вертолетных двигателей, которые до сих пор производили совместно с запорожской компанией «Мотор Січ».

«У россиян это называется теперь замещением импорта. Они действуют приблизительно так — мы в ваших технологиях разобрались, спасибо, мы дальше сами»,— прокомментировал для «i» ситуацию руководитель «Мотор Січ» Вячеслав Богуслаев. Он назвал вдохновителя такой политики россиян — это вице-премьер Сергей Иванов. По словам господина Богуслаева, отказ от сотрудничества в нарушение соглашений между российской и украинской компаниями обойдется запорожским моторостроителям в $40 млн. недополученной прибыли в год и 1,5 тыс. рабочих мест. По словам руководителя «Мотор Січ», он предупреждает зарубежных инвесторов о готовности российских партнеров рвать отношения в процессе производства.

В то же время господин Богуслаев не планирует обращаться к руководству правительства и страны за защитой. Развивать вертолетное направление запорожцы планируют самостоятельно. «Чтобы наладить самостоятельное производство двигателей для вертолетов, россиянам понадобится лет пять-семь. А мы за это время уйдем дальше»,— отметил Вячеслав Богуслаев. В то же время сотрудничество украинской компании с россиянами в самолетостроении и создании двигателей для ракет пока проходит без эксцессов, утверждает руководитель «Мотор Січ». «Отказаться от нас в самолетостроении для России слишком дорого — от $45 млн. до $85 млн. только по одному типу двигателей»,— сказал «i» Вячеслав Богуслаев.

По мнению депутата Верховной Рады Алексея Логвиненко (БЮТ), в российском военно-промышленном комплексе осознают преимущества от сотрудничества с Украиной в создании вертолетов и самолетов. «Мне приходилось лично говорить на эту тему с российскими должностными лицами, и с их слов ясно, что они заинтересованы. Но это далеко не всегда видно в решениях их правительства, часто решающую роль играют политические интересы, а нередко и групповые»,— сказал «i» господин Логвиненко.

На ВПК в России денег не жалели никогда. Вот и сейчас командование Военно-морского флота в очередной раз заявило о намерении построить полигон для морской авиации. Он должен заменить украинский полигон НИТКА (Наземный испытательный тренажер корабельной авиации), который Россия арендовала с начала 90-х гг. Эксперт Сергей Згурец напомнил, что ранее одобренный российским руководством план предполагал завершить в этом году строительство аналогичного полигона. Среди возможных мест его расположения ранее назывались Подмосковье и Краснодарский край. «Для этого были выделены деньги, но полигона для российской палубной авиации нет, а где деньги — знают, наверное, в российском правительстве»,— сказал «i» господин Згурец.

Теперь командующий ВМФ России Владимир Высоцкий назвал другие даты: в 2012 г. на полигоне в Ейске начнутся полеты, а его строительство будет закончено еще через восемь лет. Это прозвучало диссонансом со словами министра обороны РФ в июне. Тогда, во время встречи со своим украинским коллегой Михаилом Ежелем, господин Сердюков заявил, что российские морские летчики могут вернуться на полигон в западном Крыму. Полеты палубной авиации РФ там прекратились в 2008 г. «Россияне нерегулярно платили за использование нашего полигона, да и политическая напряженность между руководством двух стран сыграла свою роль. Но уже при министре Юрии Еханурове украинская сторона заявила о намерении продолжить сотрудничество, после того как российский долг будет выплачен»,— отметил господин Згурец.

Украинская сторона осознает, что владеет уникальным комплексом, и желает увеличения платы за его использование. До сих пор россияне обязывались оплачивать пользование полигоном поставками запчастей для самолетов Су, находящихся на вооружении украинских военно-воздушных сил,— на $500 тыс. в год. Новое заявление о планах строительства собственного полигона в России свидетельствует — стороны пока не договорились об условиях возвращения россиян на Нитку. По мнению заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Дмитрия Выдрина, намерение российского ВМФ вернуться к плану строительства собственного полигона не стоит воспринимать как недоверие к украинским партнерам. «Это — рыночные отношения. Они стремятся сбить цену, а для этого демонстрируют Украине, что могут обойтись без нас»,— сказал «i» господин Выдрин.