Утром 12 августа мне позвонил по телефону мой приятель N. и радостно прокричал в трубку: «Слышал! Нет, ты слышал – директора «Борисполя» наконец-то посадили!!!». Я, конечно же, резонно заметил на это, что от сумы, да от тюрьмы зарекаться никому не следует, но моего собеседника было уже не остановить. Пожалуй, тут следует сделать небольшое пояснение.
Взаимоотношения с главными воздушными воротами Украины у моего приятеля, что называется, не задались. Летом прошлого года он вместе со своей семьёй летел на отдых в Турцию. Чемоданы, дополнительно упакованные в полиэтиленовую плёнку (эта услуга в аэропорту стоит 25 грн. за 1 место), как и полагается, сдал в багаж. Прилетев на место, он получил один из чемоданов без упаковки и со сломанными замками. В аналогичной ситуации оказались ещё несколько попутчиков N. Перед всеми ними извинились в Международном аэропорту Анталии, но сказали, что поделать ничего не могут, так как именно в таком виде достали багаж из самолёта.
В нынешнем году мой приятель с семьёй летали на отдых в Египет. По возвращении, один из своих чемоданов он не смог открыть вовсе – замки почему-то были закрыты на код, хотя, сдавая багаж, N. этого не делал. Прямо в «Борисполе» замки, конечно же, пришлось, взламывать. И тут выяснилось, что из чемодана чудесным образом «испарились» видеокамера, несколько видеокассет и фотоаппарат. Больше всего N. сокрушался, что украли отснятые им видео- и фотоматериалы, хотя и сама техника стоила немало. Он, ведь, и тур специально выбрал с огромным количеством разнообразных экскурсий, чтобы показать своим детям исторические памятники и достопримечательности Египта. Так что, по большому счёту, понять моего приятеля можно.
Но вернёмся на нашу грешную землю. Как выяснилось позднее, в кабинете Гендиректора аэропорта «Борисполь» Б.Шахсуварова проводился обыск, в рамках уголовного дела, заведенного прокуратурой в отношении бывшего министра экономики Б.Данилишина: его обвиняют «в злоупотреблении властью, которое привело к растрате государственных денег», сумма нанесенного им ущерба оценивается в 4,5 млн. грн. Во время обыска у руководителя «Борисполя» внезапно случился гипертонический криз, и он был госпитализирован. Пожелаем Борису Рафаиловичу скорейшего выздоровления, чтобы он смог ответить на все вопросы, интересующие следственные органы. Заодно, было бы совсем неплохо, чтобы он рассказал, когда наконец-то закончатся форменный (точнее – фирменный) «беспредел», унижения и издевательства над пассажирами в веренном ему аэропорту.
Нет, если считать, что «Борисполь» – это аэропорт одноимённого райцентра, то ещё куда ни шло. Но ведь речь идёт, вообще-то, о главном аэропорте европейского государства под названием Украина. Сравнивать его, например, с парижским «Орли», лондонским «Хитроу», мадридским «Барахасом» или римским «Фьюмичино» не стоит вовсе. В «Борисполе» даже чашечка кофе, кстати, весьма посредственного качества, стоит, минимум, раза в 2 дороже. А сколько «приятных» и «радостных» минут доставляют пассажирам процедура регистрации на рейс, ожидание вылета или прилёта (счастье, если удастся отыскать свободную скамейку, абсолютно неприспособленную для отдыха человека), волнение и томление в предвкушении получения своего багажа, пока грузчики вдоволь наковыряются в чемоданах. Наверняка немногие знают, что очень долгое время «Борисполь» был единственным аэропортом Европы с платными тележками для багажа. Как забыть автомобильные стоянки, после которых у машин частенько появляются царапины и вмятины, или, наоборот, пропадают колпаки с колёс. И весь этот, с позволения сказать, «сервис» стоит несоизмеримо больших денег. Прочувствуешь его на себе, и не знаешь – плакать, смеяться или выть от злобы и бессилия. Когда же рейс и вовсе задерживают (в «Борисполе» это происходит на несколько порядков чаще, чем в других аэропортах мира, а почти 50% задержек с вылетом и прилётом связаны с низкой пропускной способности аэровокзального комплекса), то можно смело произносить «отходную молитву».
Вы думаете, украинские авиакомпании, базирующиеся в «Борисполе», находятся в лучшем положении, чем пассажиры? Ничуть! Тот же самый низкокачественный сервис за огромные деньги при обслуживании воздушных судов и предоставлении аэропортом комплекса услуг. Что тут много говорить, если в имеющийся в «Борисполе» ангар даже не помещается самолёт «Боинг-767». Где проводить техническое обслуживание самолётов? А не волнует это руководителей аэропорта!
Причина творящихся безобразий заключается с абсолютной монополии аэропорта на наземное (транспортное, багажное и коммуникационное) обслуживание самолётов и пассажиров, на комплекс авиационных и неавиационных услуг в пассажирских терминалах, на сопутствующий бизнес (гостиница, магазины, сеть заведений общепита, парковка автотранспорта и т.д.). Плюс к этому – непомерная алчность прежних и нынешних руководителей «Борисполя». Недаром говорят: «Иной тянет к небу руки лишь для того, чтобы и там чем-нибудь поживиться».
Вот, например, решила известная авиакомпания «АэроСвит» построить в «Борисполе» свой собственный терминал. Был разработан проект терминального комплекса, включавшего в себя грузовой участок, ангар для технического обслуживания самолётов, гостиницу, многоуровневый паркинг, ряд офисных зданий и т.д. (общая стоимость строительства была оценена в $100 млн.), проведены все необходимые государственные экспертизы и согласования, решён вопрос с финансированием от консорциума ряда иностранных банков. Реализацию данного проекта поручили специально созданной для этого компании «АэроСвит-Терминал». В аренду на 49 лет был получен земельный участок в аэропорту «Борисполь». 12 октября 2004 года тогдашний премьер-министр В.Янукович торжественно заложил первую капсулу в строительство этого терминала («Е»). Но...
Руководство «Борисполя» решило любыми силами не допустить возникновения столь опасной конкуренции. Все Гендиректора аэропорта (Б.Шахсуваров – 7-й за последние 6 лет) активно противодействовали строительству. Пока что наибольший вред крайне нужному проекту возведения терминала «Е» нанёс нынешний руководитель «Борисполя». За 3 дня до внезапной болезний Б.Шахсуварова и предшествовавшего ей обыска, Государственная исполнительная служба изъяла 2 участка земли (2 га и 7 га) у «АэроСвита» и 1 участок (18 га) у «АэроСвит-Терминала». Как оказалось, Борис Рафаилович буквально забросал Кабмин своими письмами, в которых жаловался, что, дескать, «АэроСвит» мешает провести коммуникации под строящийся терминал «F», поэтому землю у авиакомпании надо отобрать.
А ещё ему удалось «поплакаться в жилетку» своему влиятельному тёзке - вице-премьеру Б.Колесникову. Тот не стал долго думать и тщательно разбираться в ситуации, а просто отдал соответствующий приказ. Понятно, что «главный по ЕВРО-2012» в вопросе авиаперевозок абсолютно не разбирается. Но на этот случай у него есть советник – Арон Майберг. Да-да, тот самый небезызвестный бизнесмен с сомнительной репутацией и невысокой квалификацией, бывший совладелец и экс-руководитель «АэроСвита», который в прошлом году продал свою долю в авиакомпании. Если учесть, что период правления А.Майберга был не самым лучшим для «АэроСвита», а после его ухода дела начали потихоньку налаживаться, то совсем неудивительно, что из чувства зависти и мести он теперь при малейшей возможности стремится как можно сильнее навредить авиакомпании.
В общем, Борис Рафаилович «поплакался», Арон Сергеевич «пошептал на ушко», и Борис Викторович «рубанул с плеча». А то, что земля, которую аэропорт отобрал у «АэроСвита» и «АэроСвит-Терминала», никак не может быть использована для проведения коммуникаций к терминалу «F», и, вдобавок, во время процедуры изъятия был допущен целый букет грубейших процессуальных нарушений, вице-премьера интересует мало. В сухом остатке имеем: Б.Шахсуваров и дальше собирается «владеть всем и вся» в «Борисполе», А.Майберг продолжает злобно мстить «АэроСвиту», Б.Колесников влез в сферу деятельности, к которой не имеет абсолютно никакого отношения, и на всю страну продемонстрировал свою дичайшую некомпетентность. Заодно «подставил» своего «шефа» – Президента Украины В.Януковича – который лично открывал строительство терминала «Е». Интересно было бы ознакомиться с полным списком советников Б.Колесникова, чтобы заранее знать, чем ещё он собирается «порулить». Глядишь, и вред от этого можно будеть хоть как-то уменьшить. А может даже и вовсе упредить.
Кстати, в вопросе законности упомянутых земельных участков самым лучшим адвокатом является...Б.Шахсуваров. Вот что он сказал в своём интервью газате «Дело» от 13 октября 2008 года, т.е. меньше, чем через месяц после официального вступления в должность: «Они были отчуждены вполне правильно, поскольку им («АэроСвиту» - прим. Авт.) тоже надо развиваться».
Главным результатом построения терминала «Е» должно было стать установление конкуретных условий ведения бизнеса, повышение качества предоставляемых пассажирам и авиакомпаниям услуг, установление цен на эти услуги рыночными методами, а не так, как это делает и намерено делать дальше руководство аэропорта «Борисполь». Пока что всё это откладывается. Значит, и дальше пассажиры будут терпеть и платить за так называемый «сервис», попутно бегая в поисках своего пропавшего багажа. Что поделаешь – монополия...